встречаем в одном из писем
Ломоносова, написанном в начале 1761 г. : «Я бы охотно молчал и жил в
покое, да
боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня
дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и
благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению
наук в отечестве,
что мне всего в жизни моей дороже» (т. X наст, изд. , письмо 72). Этот
отрывок из письма, где находят себе отражение те же ощущения и мысли, что и в
комментируемом поэтическом тексте, свидетельствует лишний раз о правильности
предложенной выше датировки «Разговора» (см. вводную часть настоящих
примечаний).
11 «Несходства» очевидны, «сходства» же Ломоносов
видел в
том, что
и Анакреонт и Катон были в одинаковой мере последовательны: линия пове-
дения обоих определялась их моральными воззрениями.
12 Ноты той же горечи и нравственной усталости
(см. выше,
вводную
часть к настоящим примечаниям) слышатся и в стихотворении «Кузнечик
дорогой» (стихотворение 258), где поставлен, в сущности, тот же, что и
здесь, вопрос. «Кузнечик» датируется летом 1761 г. , является переводом
греческого стихотворения, которое, как и данные четыре оды, приписывалось
Анакреонту, и написан тем же размером, что и комментируемый «ответ».
В этом нельзя не видеть еще одного довода в пользу нашей датировки
«Разговора» (см. вводную часть настоящих примечаний).
13 В греческом подлиннике эта ода озаглавлена
«К девушке».
14 Имеется в виду, вероятно, знаменитый
древнегреческий
живописец
Апеллес, уроженец острова Коса, расположенного недалеко от Родоса.
15 Ломоносов имел в виду, очевидно, кого-нибудь из
русских живописцев
его времени, может быть, Ф. С. Рокотова (ср. т. X наст, изд. , письмо
54 и
примечания
к нему).
16 Т. е. наподобие радуги.
1762
263
Печатается
по тексту первой публикации.
Местонахождение
рукописи неизвестно.
Впервые
напечатано —Соч. 1778, кн. I, стр. 305.
Датируется предположительно 2—3
января 1762 г. , когда
начала действовать «печальная комиссия», образованная для погребения
императрицы Елизаветы Петровны (ААН, ф. 3, оп. 1, № 266, л. 2). В
состав комиссии был введен и Ломоносов. Надгробная надпись была заказана для
статуи, воздвигнутой в траурном зале, оформление которого производилось под
наблюдением директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова (ААН,