была тема, особенно
сильно
тревожившая русское общество. Довереннейшими и влиятельнейшими советчиками
Петра III были
голштинские принцы и прусские эмиссары Фридриха II. Это знали и чувствовали
все столичные жители. Ощущал это на себе и Ломоносов: вопрос об удалении
великого русского ученого из Академии был серьезно поставлен его врагами именно
при Петре III (см.
т. IX наст, изд. , примечания к документу 346), и Ломоносову это было
известно (т. X наст, изд. , письмо 80).
Манифесты Екатерины II не касались
прямым образом темы
об иностранцах. В манифесте от 28 июня 1762 г. говорилось лишь, что при
Петре III «церковь
наша греческая крайне уже подвержена оставалась последней своей опасности
переменою древнего в России православия и принятием иноверного закона». О том
же упоминалось и в манифесте от 6 июля 1762 г. («Указы
всепресветлейшей, державнейшей
государыни императрицы Екатерины Алексеевны, самодержицы
всероссийской, состоявшиеся
с благополучнейшего вступления ея императорскаго величества на всероссийский
императорский престол, с 28 июня 1762 г. по 1763 год. Печатаны при
Адмиралтейской коллегии в Типографии Морского шляхетного кадетского корпуса
сентября 18 дня 1764 года», стр. 20). Только этим и мог воспользоваться
Ломоносов, чтобы, не отрываясь от манифестов, поднять волновавший его вопрос.
Это вынудило его рассеять на протяжении всей оды фразы о защите православия
(строфы 1, 6, 16, 18—20), которые при всем их обилии не
могли, однако, замаскировать
подливных мыслей Ломоносова, высказанных достаточно откровенно и решительно в
строфах 19—21, Вам, — говорит он иностранцам, — предоставлена в России такая
свобода, какой вы не пользуетесь нигде, а вы этим злоупотребляете*, вместо
того чтобы рука об руку с нами делать порученное вам дело («и вместо чтоб вам
быть меж нами в пределах должности своей»), вы позволяете себе без всяких на
то оснований «считать нас вашими рабами». Эту ничем не оправданную
заносчивость иностранцев Л. омоносов ставит в прямую связь с захватническими
замыслами «глав» враждебных России государств. Манифесты Екатерины 11 не
содержали ничего такого, что допускало бы подобное их истолкование и резкий
выпад Ломоносова против живших в России иностранцев не отвечавший, по
справедливому замечанию С. Н. Чернова, ни склон-нос'тям ни практическим
намерениям только что воцарившейся императрицы должен* бьтл вызвать в ней
сильнейшее недовольство
Еще хуже
обстояло дело с четвертой затронутой в оде темой, которую можно было бы
озаглавить так: монарх и народ. Ломоносов и на этот раз ищет если не точки
опоры, то отправной точки в тексте манифестов и находит ее. В манифесте от 6
июля 1762 г. , исчислявшем провинности и ошибки свергнутого императора, было
сказано, что «самовластие, не обузданное добрыми и человеколюбивыми
качествами,
в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим
пагубным следствиям непосред