lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1198


время, если в конце отрывка (в «Риторике») можно было поставить „и про­чая", оборвав стихи почти на запятой» (Будилович, I, стр. 107 и 118).

М. И. Сухомлинов, который, как и Будилович, не учел публикации Чул-кова, но был знаком с рукописным сборником ГПБ, оказался осторожнее и не включил стихотворения «Молчите, струйки чисты» в основной текст своего издания, ограничившись тем, что привел его все целиком в приме­чаниях (Акад. изд. , т. I, стр. 104—105 втор. паг. ).

Что касается современных исследователей, то все те из них, кому случа­лось писать об этом стихотворении, склоняются к мысли, что оно принадле­жит Ломоносову (Берков, стр. 64 и 295, прим. 4; П. Н. Берков. Ломоносов и фольклор. «Ломоносов», II, стр. 114—115; И. Н. Розанов. Песни русских поэтов. «Библиотека поѳта», малая серия, Л. , 1950, стр. 50). Наиболее вес­кие доводы в пользу такого взгляда выдвинуты П. Н. Берковым. Они сво­дятся к тому, 1) что «Ломоносов приводил в „Риторике" примеры только из своих произведений», 2) что данное стихотворение «по настроению, стилю и языку вполне совпадает с его [Ломоносова] ранними стихотворениями эротического содержания, которые в осколках дошли до нас в „Письме о пра­вилах российского стихотворства"», и 3) что «по характеру и фактуре стиха» оно близко к несомненно ломоносовскому переводу анакреонтического стихо­творения «Ночною темнотою» (стихотворение 134).

Как ни убедительны, казалось бы, все эти аргументы, как ни внуши­тельно проявленное учеными единомыслие, нельзя не признать все же, что полной уверенности в авторстве Ломоносова нет. В высказываниях П. Н. Бер-кова чувствуется недаром некоторая доля сомнения («Ломоносов», II, стр. 114): почва для сомнений есть.

Примеры для «Риторики» Ломоносов брал действительно, насколько мы знаем, только из своих собственных произведений, оригинальных и перевод­ных. Но можно ли поручиться, что он ни разу не поступил иначе? Кто по­мешал бы ему процитировать в одном случае в виде исключения чужие стихи? Что препятствовало ему, например, дать отрывок из песенки А. П. Сумарокова, с которым в пору работы над «Риторикой» отношения были еще, как оценивал их тогда сам Ломоносов, «приятельские» (т. X наст, изд. , письмо 13). В интересующем нас стихотворении есть налет той свойственной пасторальному жанру искусственности, какая наблюдается в сумароковских пасторалях того времени, есть и присущая тем же его про­изведениям тяга к простонародной лексике («дерева», «солнышко», «пру-точки», «пучки вязал», «мой свет», «крушусь» и т. п. ). Этого, разумеется, еще мало, чтобы говорить утвердительно об авторстве Сумарокова, но воз­можность его авторства не исключена.

Но если допустить, что песенка была сочинена Ломоносовым, то почему же такой превосходно осведомленный литератор, как М. Д. Чулков, вы­пуская свой сборник после выхода в свет ряда прекрасно ему знакомых.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика