обозначено. Нет его и в списке,
вошедшем в один из рукописных сборников XVIII в. (ГПБ, Q.
XVIII. 168, лл. 39об. —40).
Мысль о том, что
это
стихотворение написано Ломоносовым, принадлежит
Л. Б. Модзалевскому, который
посвятил данному вопросу одну из глав своей еще не опубликованной докторской
диссертации (один экземпляр последней хранится в Государственной библиотеке им.
В. И. Ленина, другой—в Институте русской литературы АН СССР). Доводы
Модзалевского сводятся вкратце к следующему:
1)
Рукопись
писана академическим актуариусом, который именно в это время часто переписывал
для Ломоносова его работы.
2)
Другие
поэты, печатавшие стихи в академическом журнале, не пользовались услугами
переписчиков.
3)
Стихотворение
писано обычным для Ломоносова александрийским стихом.
4)
«Фактура
стиха, лексические элементы, гиперболичность „великого
Нила", стилистические,
фразеологические и рифмические особенности» характерны для Ломоносова (зачин
«Какая красота теперь себя являет?», начало стиха «Коль светел и коль чист. .
. », рифмы «лучь—тучь», «приводит— приходит», выражения «зубами заскрипев»,
«ужасное чудовище», «великий Нил», слова
«свирепствует», «терзает», «бесчастна»,
«пасства» через два с).
5)
«Для
Ломоносова характерны также постановка общей философской проблемы
противопоставления и родства правды и ненависти как чисто философских
категорий» и «известная аллегорическая отвлеченность».
Смысл аллегории
Модзалевский
объясняет так: 23 августа 1754 г. последовал указ императрицы о сочинении
проектов нового уложения (ААН, ф. 3, оп. 1, № 959, лл. 177—178 об.
). «План
к сочинению» последнего был передан для предварительного обсуждения в ряд
учреждений, в том числе и в Академию наук. Это дало повод Ломоносову
возбудить вопрос о пересмотре Академического регламента, чему воспротивился
автор этого регламента Г. Н. Теплое. В письмах того времени
Ломоносов, характеризуя
поведение Теплова, говорил, что «злоба преодолевает благости, подкрадываясь
под святость высочайших повелений», т. е. что Теплов извращает смысл указа
императрицы (т. X наст, изд. , письмо 48). Отзвуком конфликта, возникшего
на этой почве у Ломоносова с Тепловым, и явилось, по мнению
Модзалевского, публикуемое
стихотворение, которое оттого главным образом Модзалевский и приписывает
Ломоносову.
Модзалевский
прав, усматривая в стиле этого стихотворения
некоторые элементы, напоминающие в какой-то мере поэтический стиль Ломоносова.
Но этого еще мало для признания Ломоносова автором этих стихов: у Ломоносова
были, как мы знаем, ученики и подражатели. Если ни один из них, как думает
Модзалевский, не мог претендовать на писарские услуги академического
актуариуса, то последний мог переписать стихи по приказанию