конским все тот же стих
Теренция, который тут же
напечатан и по-латынй в виде подзаголовка.
По поводу этого
выступления
Тредиаковского Модзалевский говорит: «В отношении В. К. Тредиаковского можно
определенно утверждать, что он раскрыл авторство Ломоносова и вскоре же ответил
на его
стихотворение своим стихотворением», причем, по предположению
Модзалевского, «Тредиаковский
отвечал Ломоносову по поручению Теплова». Что стихотворение Тредиаковского
являлось действительно откликом «а анонимные стихи, напечатанные в январском
номере «Ежемесячных
сочинений», в этом, разумеется, нет никакого сомнения, однако же
текст стихотворения Тредиаковского не содержит решительно ничего такого, что
могло бы рассматриваться как намек на тогдашние академические события, на
Ломоносова и на Теплова.
Тредиаковский
полемизирует не
столько с автором стихотворения «Правда ненависть раждает», сколько с
Теренцием, причем полемизирует весьма сдержанно, в чисто
отвлеченном, этическом
плане. Это довольно неуклюжее и не слишком убедительное, но совершенно
абстрактное рассуждение на поставленную Терентием
морально-философскую тему —и только. Во всем тексте
стихотворения, как и во всем его тоне, нет
решительно ничего, что позволяло бы принять его за личный выпад, что давало
бы основание говорить о намерении сорвать с кого-то какую-то маску, кого-то
уязвить или 'к кому-то подслужиться.
Появление в
академическом журнале двух
стихотворений, в заглавия которых вошел один и тот же латинский
стих, объясняется,
вероятно, гораздо проще. Афоризм Теренция был с древних времен широко
известен. Квин-тилиан приводит его как пример изречения в своей знаменитой
«Риторике» (М.
Fab.
Quintiliani Institutiones oratoriae [Марка Фабия Квинтилиана Наставления в
ораторском искусстве], VIII, 5).
Особенно же содействовал популяризации этого афоризма Цицерон, который в одном
из своих диалогов
подверг мысль Теренция довольно подробному критическому анализу
(Цицерон. Лелий.
Диалог о дружбе, XXIV, 89). По стопам Цицерона пошел и более поздний
комментатор
Теренция Донат (Donatus. Commenta-rius ad Ter. Andr. [Донат. Комментарий к
Андрии
Теренция], I, 41). Русские образованные люди середины XVIII в.
, печатавшиеся в «Ежемесячных сочинениях», были
воспитаны на латинской словесности: классические труды Цицерона и Квинтилиана
были для них и учебными, и настольными книгами.
Не
вправе ли мы предположить
поэтому, что и темпераментный, но, видимо, недостаточно опытный
автор стихотворения «Правда ненависть раждает», и не упускавший случая
посостязаться с другими стихотворцами Тредиаковский, верные духу хорошо
знакомой им римской традиции, решили, по примеру Цицерона и
Доната, выступить со своими
вполне отвле-76
Ломоносов, т. VIII