lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1203


конским все тот же стих Теренция, который тут же напечатан и по-латынй в виде подзаголовка.

По поводу этого выступления Тредиаковского Модзалевский говорит: «В отношении В. К. Тредиаковского можно определенно утверждать, что он раскрыл авторство Ломоносова и вскоре же ответил на его стихотворение своим стихотворением», причем, по предположению Модзалевского, «Тре­диаковский отвечал Ломоносову по поручению Теплова». Что стихотворение Тредиаковского являлось действительно откликом «а анонимные стихи, напечатанные в январском номере «Ежемесячных сочинений», в этом, ра­зумеется, нет никакого сомнения, однако же текст стихотворения Тредиа­ковского не содержит решительно ничего такого, что могло бы рассматри­ваться как намек на тогдашние академические события, на Ломоносова и на Теплова.

Тредиаковский полемизирует не столько с автором стихотворения «Правда ненависть раждает», сколько с Теренцием, причем полемизирует весьма сдержанно, в чисто отвлеченном, этическом плане. Это довольно неуклюжее и не слишком убедительное, но совершенно абстрактное рассужде­ние на поставленную Терентием морально-философскую тему —и только. Во всем тексте стихотворения, как и во всем его тоне, нет решительно ни­чего, что позволяло бы принять его за личный выпад, что давало бы основание говорить о намерении сорвать с кого-то какую-то маску, кого-то уязвить или 'к кому-то подслужиться.

Появление в академическом журнале двух стихотворений, в заглавия которых вошел один и тот же латинский стих, объясняется, вероятно, гораздо проще. Афоризм Теренция был с древних времен широко известен. Квин-тилиан приводит его как пример изречения в своей знаменитой «Риторике» (М. Fab. Quintiliani Institutiones oratoriae [Марка Фабия Квинтилиана На­ставления в ораторском искусстве], VIII, 5). Особенно же содействовал популяризации этого афоризма Цицерон, который в одном из своих диало­гов подверг мысль Теренция довольно подробному критическому анализу (Цицерон. Лелий. Диалог о дружбе, XXIV, 89). По стопам Цицерона пошел и более поздний комментатор Теренция Донат (Donatus. Commenta-rius ad Ter. Andr. [Донат. Комментарий к Андрии Теренция], I, 41). Рус­ские образованные люди середины XVIII в. , печатавшиеся в «Ежемесячных сочинениях», были воспитаны на латинской словесности: классические труды Цицерона и Квинтилиана были для них и учебными, и настольными кни­гами.

Не вправе ли мы предположить поэтому, что и темпераментный, но, видимо, недостаточно опытный автор стихотворения «Правда ненависть раждает», и не упускавший случая посостязаться с другими стихотворцами Тредиаковский, верные духу хорошо знакомой им римской традиции, ре­шили, по примеру Цицерона и Доната, выступить со своими вполне отвле-76 Ломоносов, т. VIII

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика