Это можно понять как приказ рядовому
духовенству
вводить в свои проповеди те или иные выпады против Ломоносова. Так ли это
было в действительности или не так и получило ли духовенство от Синода
подобную (негласную, конечно) директиву, — этого мы в точности не знаем, но
помним твердо, что менее полутора лет спустя Ломоносов оказался вынужден
просить, чтобы в числе «привилегий», даруемых Академическому
университету, была
и такая: «Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения
показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях» (т. IX
наст, изд. , стр. 539).
Из этих слов
видно, что не
отдельными церковными деятелями, а всем духовенством была поднята в 1757—1758
гг. целая кампания против науки и ее представителей. Таким образом, наше
предположение о реакции широких кругов духовенства на «Гимн бороде» не лишено
правдоподобия, и публикуемое стихотворение приобретает тем самым несравненно
более значительный, чем казалось ранее, исторический смысл. Оно вносит
добавочную и притом очень существенную подробность в наши сведения о том
сопротивлении,
какое встречала просветительная деятельность Ломоносова.
1 В
некоторые моменты православного богослужения, когда
всем молящимся положено стоять, духовным лицам, совершающим
богослужение, разрешается,
находясь в алтаре, сидеть.
2 Когда перед
богослужением на
архиерея надевают посреди храма церковное облачение, так называемые «служки»,
одев его, расчесывают ему бороду.
3 Смысл
стихов 61—64 не совсем ясен. Нет ли тут намека
на «пример» Джордано Бруно? (Берков, стр. 235—238).
1759
282
Печатается по Каз. (№ 47, стр.
82). Местонахождение подлинника неизвестно.
Впервые
напечатано (неполно)—А.
И. Артемьев. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке имп. Казанского
университета. СПб. , 1882, стр. 189.
Датируется предположительно
1759 годом, так как, судя по содержанию, написано в период существования
журнала «Трудолюбивая пчела», который выходил в свет только в 1759 г.
В Казанском сборнике автор
публикуемой эпиграммы не
указан. А. И. Артемьев считал, что это, «кажется, ответ» на ломоносовскую
эпиграмму «Под сею кочкою» (там же, стр. 188; ср. стихотворение ,
251), пред