lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1209


Это можно понять как приказ рядовому духовенству вводить в свои пропо­веди те или иные выпады против Ломоносова. Так ли это было в действи­тельности или не так и получило ли духовенство от Синода подобную (негласную, конечно) директиву, — этого мы в точности не знаем, но пом­ним твердо, что менее полутора лет спустя Ломоносов оказался вынужден просить, чтобы в числе «привилегий», даруемых Академическому универси­тету, была и такая: «Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях» (т. IX наст, изд. , стр. 539).

Из этих слов видно, что не отдельными церковными деятелями, а всем духовенством была поднята в 1757—1758 гг. целая кампания против науки и ее представителей. Таким образом, наше предположение о реакции широ­ких кругов духовенства на «Гимн бороде» не лишено правдоподобия, и публикуемое стихотворение приобретает тем самым несравненно более зна­чительный, чем казалось ранее, исторический смысл. Оно вносит добавочную и притом очень существенную подробность в наши сведения о том сопро­тивлении, какое встречала просветительная деятельность Ломоносова.

 

1 В некоторые моменты православного богослужения, когда всем мо­лящимся положено стоять, духовным лицам, совершающим богослужение, разрешается, находясь в алтаре, сидеть.

2 Когда перед богослужением на архиерея надевают посреди храма цер­ковное облачение, так называемые «служки», одев его, расчесывают ему бороду.

3 Смысл стихов 61—64 не совсем ясен. Нет ли тут намека на «пример» Джордано Бруно? (Берков, стр. 235—238).

1759

 

282

Печатается по Каз. (№ 47, стр. 82). Местонахождение подлинника неизвестно.

Впервые напечатано (неполно)—А. И. Артемьев. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке имп. Казанского университета. СПб. , 1882, стр. 189.

Датируется предположительно 1759 годом, так как, судя по содержа­нию, написано в период существования журнала «Трудолюбивая пчела», ко­торый выходил в свет только в 1759 г.

В Казанском сборнике автор публикуемой эпиграммы не указан. А. И. Артемьев считал, что это, «кажется, ответ» на ломоносовскую эпи­грамму «Под сею кочкою» (там же, стр. 188; ср. стихотворение , 251), пред­

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика