lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 670


Из лабораторного журнала Ломоносова мы знаем, что Ломоносов получил при помощи окисей меди и других металлов стекло „превосход­ное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд", ^зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину", „цвета печени", „красивое берилловое", „очень похожее на превосходную бирюзу", „цвета черной печени", „бледно пурпуровое". Окись железа дала Ломоносову ъ стекле желтые тона, золото — рубиновое стекло. Замечательно кобаль­товое темносинее ломоносовское стекло. Л. Эйлер писал Ломоносову из Берлина 30 марта 1754 г. : „Достойно вас, что вы в состоянии придать стеклу всевозможные цвета. Наши химики это изобретение считают за великое дело" (Пекарский, II, стр. 544).

Конеров, повидимому, у Ломоносова не обучался, а на встречное предложение Ломоносова организовать широкое производство стекла, которое вытеснило бы с восточного рынка итальянское, провозимое через Россию, — Канцелярия от строений направила к Ломоносову для обуче­ния „архитектурии" ученика Петра Дружинина (см. документ 50).

 

46

Печатается по подлиннику, писанному писарской рукой и подписан­ному Ломоносовым (ААН, ф. 3, оп. 1, № 169, л. 36). Публикуется впервые.

День написания устанавливается предположительно по канцелярской помете о подаче публикуемого документа в Академическую канцелярию 15 сентября 1752 г.

4 сентября 1752 г. Ломоносов „взносил" упомянутый в публикуемом репорте мозаичный образ в Академическую канцелярию и заявил И. Д. Шумахеру о своем намерении поднести это свое произведение императрице (ААН, ф. 3, оп. 1, № 521, л. 342), что Ломоносов и выпол­нил в тот же день, о чем довел до сведения Канцелярии 9 того же сентября (там же, л. 345). Это была первая собственноручная мозаич­ная работа Ломоносова. Она до нас не дошла. Размер мозаики — около 300 квадратных дюймов. Она набиралась в Химической лаборатории на Васильевском острове, близ Боновского дома (см. документ 32).

Ломоносов окончил образ в пять с половиной месяцев, но он считал, что этот срок велик и, если бы его не отвлекали лекции и другие занятия, то набор мозаики указанного выше размера занял бы, по его мнению, не более двух месяцев (Пекарский, II, стр. 909).

Я. Я. Штелин сообщает, что образ был составлен из мелких и мельчайших смальтовых кубиков, призмочек и цилиндриков (Макаров, 5тр. 289). Следовательно, он был выполнен не в монументальной манере,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика