15 того же
октября, но Контора
Главного магистрата оставила ее без ответа.
См. документ 91 и примечания к нему.
81
Печатается
по подлиннику, писанному писарской рукой и подписанному Ломоносовым (ААН, ф.
3. оп. 1, № 962, лл. 124—125). Впервые напечатано —
Билярский, стр. 350—351.
День написания
устанавливается
предположительно по дате рассмотрения публикуемого прошения Сенатом („Красный
архив", 1940, № 100, стр. 177).
Сенат, заслушав
3 октября 1757
г. публикуемое прошение Ломоносова,
определил отослать его в Академическую канцелярию „и велеть, рассмотря, оную
мозаическую работу освидетельствовать и представить в Правительствующий
Сенат". Соответствующий сенатский указ, датированный 16 того же
октября, был получен Академической канцелярией
23
октября
(ААН, ф. 3, оп. 1, № 962, л. 123). На следующий день,
24
октября,
Канцелярия переслала копию прошения Ломоносова в собрание Академии Художеств
с предписанием освидетельствовать его мозаичные работы (там же, лл. 129—130).
Освидетельствование состоялось в последних числах октября. В нем приняли
участие академик Я. Я. Штелин, художники Д. Валериани и И. Э. Гриммель и
гравер Г. Ф. Шмидт. 1 ноября в Канцелярию был подан их отзыв, который
кончался такими словами: „Понеже, впрочем, со удивлением признавать
должно, что
первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в самое
малое время столь далеко доведены, то Российскую империю поздравляем с
тем, что
между благополучными успехами наук и художеств, под всемилостивейшею державою
е. и. в. процветающими, и сие благородное художество изобретено и уже столь
далеко произошло, как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет
происходить могло" (Билярский, стр. 353). 4 ноября 1757 г. этот отзыв
был представлен Академической канцелярией в Сенат, который 14 ноября вынес
следующее определение: „В Канцелярию Академии Наук послать указ, в котором
написать, что Правительствующий Сенат, видя таковые его [Ломоносова] во
изобретении мозаики полезные успехи, ибо та мозаика как добротою материи, так
крепостию и видом сделанных из оных живописных вещей, по признанию Академии
собрания Художеств, как римской, так и других земель не уступает, где оная в
несколько сот лет едва происходить могла, со удовольствием похваляет с таким
напоминанием, чтоб он [Ломоносов] как в старании приобретения вящего в том
искусства, так и во обучении учеников, которых ему по выбору его потребное
число давать, прилагал