89
Печатается по подлиннику, писанному
писарской рукой и подписанному Ломоносовым (ЦГАДА, ф. 3-го департамента
Сената, № 5482, лл. 502—503).
Публикуется
впервые.
См. документы 48, 49 и 82 и примечания к
ним.
Определением от
26 января 1758
г. Мануфактур-контора отказала Ломоносову в отсрочке возврата ссуды, а
утверждение заказа на мозаич-:ные украшения к гробнице Петра I затягивалось, и
Усть-Рудицкой фабрике грозила финансовая катастрофа. Этим и было вызвано
публикуемое прошение.
Сенат, запросив
предварительно
Мануфактур-контору о состоянии «ее расчетов с Ломоносовым („Ломоносов", I,
стр. 151—152), определением от 27 марта 1759 г. удовлетворил его
ходатайство: возврат ссуды был отсрочен до „конфирмации" императрицей
доклада Сената о монументе Петру I, „а в случае невоспоследования оной"
— на четыре года. Мануфактур-контора была извещена об этом сенатским указом от
3 июня 1759 г. (там же, стр. 152—153; см. также
„Ломоносов", III, стр. 398, №№ 137—138).
90
Печатается по подлиннику, писанному
писарской рукой, с собственноручным добавлением Ломоносова (ААН, ф. 20, оп.
3, № 55, л. 10).
Впервые напечатано — „Зритель
общественной жизни, литературы и спорта", № 28 от 7 июля 1862 г. , стр.
19—20.
Датируется
предположительно по
адресованному И. И. Шувалову письму, к которому был приложен публикуемый
счет (т. X наст, изд. , письмо 45).
В ломоносовской
мастерской было
сделано три мозаичных портрета императрицы Елизаветы: первый набирался в 1755 г.
с гравюры и был небольшого размера — „немного более фута"; он не отыскан
(Макаров, стр. 141—142); второй (о котором и говорится в публикуемом
документе) был выполнен в 1758—1760 г. учениками Ломоносова, мозаичистами
Матвеем Васильевым и Ефимом Мельниковым по заказу И. И. Шувалова для
Московского университета. Он набирался по картону Ф. С. Рокотова и в смысле
красочности является шедевром мозаичного искусства. По неизвестным нам
причинам он не был отослан в Москву н находится в настоящее время в
Государственном Русском музее (Макаров, стр. 155— 157); третий портрет
императрицы Елизаветы был заказан для Академии Художеств и набирался в
1760—1762 гг. с живописного оригинала Л. Ка-равака. Судя по цене (1300 руб.
),
он был сравнительно большого размера; этот третий портрет, как и первый, не
отыскан (там же, стр. 157—160).