ной великой картины Полтавская
баталия и к продолжению следующих, также и на строение к оной картине
позолоченных рам", Ломоносов выражал надежду, что к 27 июня 1763 г. , т.
е. ко дню годовщины Полтавской победы, работа над картиной будет закончена
(„Ломоносов", I, стр. 158).
Чтобы побудить своих
мозаичистов к скорейшему выполнению работы, Ломоносов повысил оплату их труда,
о чем известил их публикуемым документом. В чтении документа расписался на
нем же за себя и за всех товарищей М. Васильев.
Наиболее ответственные места —
голову Петра Великого и портреты Я. В. Брюса, Б. П. Шереметева и
М. М. Голицына
— набирали мастера мозаичного дела М. Васильев и Е. Мельников. Это были ко
времени работы над „Полтавской баталией" уже вполне зрелые художники
мозаичной живописи, владеющие различными приемами набора. Другие набирать
могли все, „кроме лиц". Это были уже ученики учеников Ломоносова
(подробнее
о них см. Макаров, стр. 91-93). Работали над „Полтавской баталией* и пять
крестьян, обученных в Усть-Рудицах мозаичному искусству. Имена трех из них
известны: Игнат Петров, Андрей Никитин и Федор Петров.
Несмотря на
повышенную оплату, картина
не была окончена к намеченному сроку. 9 мая 1764 г. Ломоносов писал
М. И. Воронцову:
„Мозаичное изображение Полтавской победы уже в марте месяце составлением
окончено и теперь на месте отшлифовывается" (т. X наст, изд. , письмо
90). К январю 1765 г. картина была отшлифована, отполирована и вставлена в
медную золоченую раму („Красный архив", 1940, № 100, стр. 186).
1 Под
термином „квадратные деньги" следует понимать
сдельную плату за один квадратный фут мозаичного набора.
2 „Лицо самой главной
особы"
— это лицо Петра I, чей „облик", по словам Ломоносова, был „нарисован с
гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженныя памяти
великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере, а красками
писан с лучших портретов, каковы нашлись в Санкт-Петербурге, по выбору"
(Макаренко, стр. 114).
100
Печатается по собственноручному
черновику (ААН, ф. 20, оп. 1, № 3, лл. 26—29).
Впервые напечатано —Будилович
II, стр. 298—301.
Датируется
предположительно:
предложение И. И. Бецкого о разработке проекта пьедестала к конной статуе
Петра I поступило в Акаде