lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 697


ной великой картины Полтавская баталия и к продолжению следующих, также и на строение к оной картине позолоченных рам", Ломоносов выражал надежду, что к 27 июня 1763 г. , т. е. ко дню годовщины Полтавской победы, работа над картиной будет закончена („Ломоносов", I, стр. 158).

Чтобы побудить своих мозаичистов к скорейшему выполнению работы, Ломоносов повысил оплату их труда, о чем известил их публикуемым документом. В чтении документа расписался на нем же за себя и за всех товарищей М. Васильев.

Наиболее ответственные места — голову Петра Великого и портреты Я. В. Брюса, Б. П. Шереметева и М. М. Голицына — набирали мастера мозаичного дела М. Васильев и Е. Мельников. Это были ко времени работы над „Полтавской баталией" уже вполне зрелые художники мозаичной живописи, владеющие различными приемами набора. Другие набирать могли все, „кроме лиц". Это были уже ученики учеников Ломоносова (подроб­нее о них см. Макаров, стр. 91-93). Работали над „Полтавской бата­лией* и пять крестьян, обученных в Усть-Рудицах мозаичному искус­ству. Имена трех из них известны: Игнат Петров, Андрей Никитин и Федор Петров.

Несмотря на повышенную оплату, картина не была окончена к на­меченному сроку. 9 мая 1764 г. Ломоносов писал М. И. Воронцову: „Мозаичное изображение Полтавской победы уже в марте месяце состав­лением окончено и теперь на месте отшлифовывается" (т. X наст, изд. , письмо 90). К январю 1765 г. картина была отшлифована, отполирована и вставлена в медную золоченую раму („Красный архив", 1940, № 100, стр. 186).

1 Под термином „квадратные деньги" следует понимать сдельную плату за один квадратный фут мозаичного набора.

2 „Лицо самой главной особы" — это лицо Петра I, чей „облик", по словам Ломоносова, был „нарисован с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженныя памяти великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере, а красками писан с лучших портре­тов, каковы нашлись в Санкт-Петербурге, по выбору" (Макаренко, стр. 114).

100

Печатается по собственноручному черновику (ААН, ф. 20, оп. 1, № 3, лл. 26—29).

Впервые напечатано —Будилович II, стр. 298—301.

Датируется предположительно: предложение И. И. Бецкого о разра­ботке проекта пьедестала к конной статуе Петра I поступило в Акаде­

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика