мию
Наук 11 августа 1763 г. (ААН,
ф. 3, оп. 1, № 277, л. 70); таким образом, ранее этого дня Ломоносов
не мог приступить к составлению этого проекта; 9 февраля 1764 г. Академическая
канцелярия при участии Ломоносова вынесла резолюцию об отсылке Бецкому проектов,
разработанных Я. Я. Штелином и И. Я. Шумахером (там же, № 534, лл. 61
об. —62), о проекте же Ломоносова ни здесь, ни в последующей переписке не
упоминается, из чего явствует, что к этому времени Ломоносов отказался от
намерения представить свой проект, который, следовательно, был составлен во
всяком случае никак не позднее этого числа.
Вопрос о
сооружении в
Петербурге монумента в память восшествия на престол Екатерины II был возбужден
Сенатом вскоре после захвата ею императорской власти: 17 июля 1762 г. Сенат
поручил разработку проекта памятника Бецкому, который предполагал выписать для
этого иностранных мастеров, но в течение целого года не сумел сыскать
„способной
персоны", о чем в июле 1763 г. и объявил Сенату, сообщив заодно, что
уезжает лечиться за границу (Пекарский, II, стр. 796—797). Ра его отъездом
Сенат указом от 31 июля 1763 г. передал все это дело на рассмотрение Академии
Наук (ААН, ф. 3, оп. 1, № 969, лл. 124—125). 4 августа 1763
г. Академическая
канцелярия в лице И. И. Тауберта определила послать копии сенатского указа в
Академическое собрание и в собрание Академии Художеств для составления плана „в
самой крайней скорости'* (там же, № 474, л. 201). И августа 1763 г. этот
вопрос рассматривался в Академическом собрании, в присутствии
Ломоносова. Штелин
заявил, что он уже приготовил семь проектов и что остается только выяснить
место, предназначенное для памятника, чтобы сообразовать с ним проект. На
вопрос конференц-секретаря Г. Ф. Миллера, не хочет ли кто-нибудь еще из
академиков заняться разработкой проекта, один толькоЛомоносов ответил
положительно (ААН, ф. 3, оп. 1, № 277, л. 63).
Почти
одновременно Академии
Наук было дано и второе поручение подобного же рода: 9 августа 1763 г. Бецкой
от имени Екатерины II предложил „учинить проекты со мнениями 1) педесталу для
постановления
вылитого из меди портрета государя императора Петра Великого, сидящего на коне,
2) о выливке вновь его ж величества иным образом другого портрета с
педесталами и со всеми принадлежностьми" (там же, л. 70). Предложение
Бецкого было получено Академией 11 августа 1763 г. В тот же день Академическая
канцелярия определила возложить составление требуемых проектов на Штелина и
архитектора Шумахера. Это определение подписал и Ломоносов (там же, № 474, л.
212).
Под „вылитым из
меди
портретом" Петра I разумелась конная его статуя, отлитая из бронзы в 1745
— 1746 гг. по модели К. Б. Растрелли, та самая, которая в 1800 г. была
установлена в Петербурге перед Михайловским (Инженерным) замком, где
стоит и поныне. Что же касается