„другого
портрета", то он был создан только в 70-х годах XVIII в. : это* был
„Медный всадник" Э. М. Фальконета.
Из документов
видно, что на
первых порах Ломоносов принимал довольно живое участие в хлопотах, связанных с
выполнением этих порученных Академии художественных предприятий: так, 4
сентября 1763 г. он лично ходил в Сенат „для подачи репорта с требованием о
назначении места, где монумент е. и. в. поставить должно". Но Сенат
предложил снестись по этому вопросу с 3. Г. Чернышевым, возглавлявшим
Комиссию
о каменном в С. Петербурге и в Москве строении. Академическая канцелярия
определила „послать письменное сообщение" Чернышеву, однако почему-
то, судя
по „журналу исходящим" (ААН, ф. 3, оп. 1, . № 610; ср. там же, №
277, л. 69), ничего ему не послала, и дело затянулось, несмотря на
то, что
и Сенат, и Бецкой не раз запрашивали Академию об его положении (там же, № 277,
лл. 68, 76 и 81).
Относительно
памятника
Екатерине II Академическая канцелярия, в своих ответах на эти запросы и в
октябре 1763 г. , и в марте 1764 г-неизменно повторяла, что у Штелина готово
семь проектов и что Ломоносов „тому монументу инвенции сделать обещался"
(там же, лл. 69, 82). Переписка по этому вопросу продолжалась и в апреле, и
в мае 1764 г. (там же, лл. 14, 15, 17; № 970, л. 192), но никаких
положительных результатов не дала: дело о постановке памятника Екатерине II
заглохло^ на целое столетие.
Что касается проектов
пьедестала к конной статуе Петра, то они были поданы в Академическую
канцелярию архитектором Шумахером 29 января 1764 г. , а Штелином 2 февраля
того же года (там же, № 277, лл. 18—30). 9 февраля 1764 г. Канцелярия при
участии Ломоносова; определила представить эти два проекта Бецкому (там же, №
534, лл. 61 об. —62), что и было исполнено в тот же день (там же, № 608, л.
13, исх. № 170). О проекте Ломоносова в этом, подписанном им журнале
Канцелярии не говорится ни слова. Проекты Шумахера и Штелина, как
известно, не
были осуществлены.
Из всего
сказанного следует, что
публикуемым проектам, которые известны нам только по черновику, сохранившемуся
в личном архиве Ломоносова, он не дал официального хода. Судя по внешнему
виду этого черновика (по качеству бумаги и чернил и по почерку), все три
проекта
были написаны Ломоносовым одновременно.
Стихотворные
надписи к
памятнику Петра, упоминаемые Ломоносовым, были сочинены им не позднее января
1751 г. и вошли в книгу первую „Собрания разных сочинений в стихах и прозе
Михаила Ломоносова", , выпущенную Академией Наук в 1751 г. (Акад. изд. ,
т. I, стр. 205—207).
Замечательна
мысль Ломоносова
об установке памятников на мостах и о постройке каменного моста через Неву: в
то время ни одного такого»