зят
ли эти черви опасностью
Кронштадтскому порту, и о мерах, какие-следует принять для предотвращения
этой опасности, то здесь Крашенинников ни в чем не разошелся с Ломоносовым и
почти дословно повторил его текст.
Упоминая о „Примечаниях на
Ведомости", 1733, №
29 „и далее", Ломоносов имеет в виду следующие очерки, опубликованные в
1733 г. в этом издании: 1) „О морских червях" (№ 28, стр. 109—112, №
29, стр. 113—116 и № 30, стр. 117—120), 2) „О размножении морских
червей"
(№ 31, стр. 121—124), 3) „О отечестве морских червей и их различных
родах" (№ 32, стр. 125—128) и 4) „О средстве против морских червей"
(№ 33, стр. 129—134). Автором этих статей был, вероятно, ака демик И.
Г. Гмелин.
Корабельные черви (Teredo navalis)
относятся к классу пластинчатожаберных
моллюсков (Lamellibranchiata). Это один из наиболее опасных вредителей
подводных
морских сооружений из дерева. Исключительно велик был вред от корабельного
червя в период, когда весь морской флот был деревянным. По справедливому
замечанию автора упомянутых Ломоносовым статей в „Примечаниях на
Ведомости" 1733 г. , „морские черви. . . в Голландии о себе
говорить, писать
и стараться больше заставили, нежели как бы сильный неприятель учинить
мог" (стр. 109).
Заключение, составленное
сначала Ломоносовым, а элтем Крашенинниковым, базировалось в основном на
этих статьях, которые являются критической и очень обстоятельной сводкой
известных в то время из литературы данных о строении, биологии и размножении
корабельного червя, а также о мерах борьбы с ним.
Мероприятия по
борьбе с
корабельным червем, предлагаемые в публикуемом заключении, соответствуют в
общем уровню знаний по этому вопросу в первой половине XVIII в. и учитывают
практику мероприятий, проводившихся в Голландии.
1 Гарпиус — смоляная мастика.
2 Хрящ — толстый, грубый холст.
207
Печатается по собственноручному
подлиннику (ААН, ф. 3, *п. 1г № 177, л. 140).
Впервые напечатано — Билярский, стр. 228.
Электрическая машина, о
которой Ломоносов пишет, была получена в Академии Наук из Амстердама 11
сентября 1753 г. и доставлена „в Физическую палату" (ААН, ф. 3, оп. 1,
№ 181, л. 89). Вводном и* документов 1754 г. указывается, что „оная
машина выписана из-за моря: для И. И. Шувалова" (там же, л. 99).