астрономических, учиненных им
в Сибири; причем просил он, чтоб как возможно скорее оную напечатать. Почему
Собрание академическое определило оную диссертацию для напечатания взнесть в
Канцелярию, которая при сем и взносится" (ААН, ф. 3, оп. 1, №
266, л.
102).
Получив это сообщение, Канцелярия
заготовила публикуемый
репорт, который, однако, не был послан по назначению, о чем свидетельствует,
с одной стороны, отсутствие соответствующей записи в „журнале исходящим"
(там же, № 609), а с другой стороны, то обстоятельство, что-подлинный
репорт, подписанный Ломоносовым и И. И. Таубертом, сохранился в делах
Канцелярии (там же, № 266, л. 103).
Восемь
дней спустя, 19 января 1761 г. , когда Ломоносова в Канцелярии не
было, Тауберт
„в присутствии объявил", что президент приказал диссертацию Шаппа
„немедленно напечатать в Академической типографии. . . , а по
напечатании, переведя
на российский язык, . . . и на оном
языке напечатать" (там же, № 532, л. 42 об. ).
Распоряжение президента о
„немедленном" печатании
диссертации Шаппа было исполнено: в апреле того же года она вышла в свет
отдельной
книгой: Chappe d'Auteroche. Memoire du passage de Venus sur le
Soleil, contenant
aussi quelques autres observations sur I'astronomie et la declinaison de
iaboussole, faites ä Tobolsk en Siberie l'annee 1761. St. Pe-tersbourg, 1762
(Шапп д'Отерош. Диссертация
о прохождении Венеры по. Солнцу, содержащая также некоторые другие
астрономические наблюдения и наблюдения над склонением магнитной
стрелки, произведенные
в Тобольске, в Сибири, в 1761 году. С. Петербург, 1762). В русском
переводе,
не взирая на распоряжение Разумовского, она не была напечатана.
Что касается отчетов русских
астрономов Н. И. Попова
и С. Я. Румовского, то первый напечатан не был, а второй был заслушан в
публичном заседании Академии Наук лишь 23 сентября 1762 г. и был напечатан
только в конце того же года.
247
Печатается по
собственноручному
подлиннику (ААН, ф. 3, оп. 1, . № 268, л. 128—128 об. ).
Впервые
напечатано — Билярский, стр. 562.
Об изобретенном Ломоносовым в начале
1762 г. однозеркальном
телескопе см. т. IV наст, изд. , стр. 465—487.
Мастер „оптического и барометренного
художества" И.
И. Беляев и мастер „инструментального художества" Ф. Н. Тирютин
являлись в рассматриваемое время наиболее опытными из числа работавших в
Инструментальной палате мастеровых людей, почему Ломоносов и остановил свой
выбор именно на них. С первых лет существования этой палаты».