lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 818


Шлёцер. называя в своих мемуарах без всякого основания Ломо­носова и Миллера „монополистами" (Кеневич, стр. 223), в дей­ствительности сам метил в монополисты по русской истории. Вот против втого-то и восстал Ломоносов, руководимый в этом случае отнюдь не личными, а как нельзя более возвышенными, патриотическими побужде­ниями. Характерное для Ломоносова безошибочное чувство действитель­ности подсказывало ему, что в исключительно сложной, можно смело сказать, боевой обстановке его времени, когда страна, наверстывая по­терянные столетия, переживала пору бурного, еще недооцененного нами культурного роста, — забота о подъеме национального самосознания при­обретала первенствующее значение. Этой заботой определялось то основ­ное русло, по которому Ломоносов направлял всю свою ученую дея­тельность и по которому старался направить и всю научную жизнь быстро мужавшей России. В соответствии с этим, трудясь над развитием рус­ской исторической науки, Ломоносов выдвигал на первое место ее вос­питательную функцию. Центральная идея Ломоносова-историка — та же, что и у автора нашего древнейшего летописного свода: величие России.

Не такова была идеологическая позиция Шлёцера. Ломоносову она не могла не стать ясна после прочтения его пробных этюдов, где Шлё— цер откровенно признавался, что преклоняется перед „дорогим именем"4 основоположника норманизма Зигфрида Байера (Кеневич, стр. 395). „Его взгляд на древнюю Русь как на страну ирокезов, куда только немцы внесли свет просвещения, представил русскую историю в ложном свете", — так характеризует идейную сторону работ Шлёцера академик К. Н. Бесту­жев-Рюмин (Русская история, т. I, СПб. , 1872, стр. 217). Вся концеп­ция Шлёцера строилась на лживом утверждении о скудости русской культуры в прошлом и в настоящем и о неизбежной и неизбывной будто бы зависимости русской культуры от западноевропейской в прош­лом, в настоящем и — как хотелось бы ему — в будущем.

Таким образом, борьба со Шлёцером, омрачившая последний год жизни Ломоносова, была для него не делом личного соперничества, . , а борьбой с опаснейшим врагом, с врагом России.

272

Печатается по собственноручному черновику (ААН, ф. 20, оп. 1, № 3, л. 76).

Публикуется впервые.

В дате, выставленной Ломоносовым на публикуемом документе, месяц указан ошибочно: из ордера К. Г. Разумовского от 28 июля 1764 г. (Би­лярский, стр. 713) следует, что доношение Ломоносова было подано в Се­нат „во время отбытия" К. Г. Разумовского в Лифляндию, куда он уехал только 20 июня 1764 г. (Бильбасов, И, стр. 291). . А так как сенатский,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Актер Стивен Болдуин стал профессором Киевского университета культуры
В субботу, 22 сентября, появилась информация о том, что голливудский актер Стивен Болдуин стал профессором Киевского университета культуры.
«Пленницу» признали лучшим фильмом фестиваля «Послание к человеку»
Документальный фильм «Пленница» венгерского режиссера Бернадетта Тузы-Риттера получил главный приз международного кинофестиваля «Послание к человеку».
Дмитрию Нагиеву предложили сыграть роль Остапа Бендера
Известному актеру и телеведущему Дмитрию Нагиеву предложили сыграть Остапа Бендера в кино, передает Russia Today.
Фестиваль «Круг света» в первый день посетили около 15 тысяч человек
Около 15 тысяч человек увидели световое шоу на фасаде Музея Победы на Поклонной горе в Москве, сообщает 22 сентября пресс-служба Музея Победы.В этом году Музей Победы впервые стал площадкой для Московского международного фестиваля «Круг света».
Актера спектакля «Чучуна» нокаутировали во время репетиции в Якутске
В Якутске актер получил травмы во время репетиции спектакля.
Вышел посмертный альбом певца Принса
Сегодня состоялся релиз альбома певца Принса, который скончался в 2016 году. Пластинка получила название Piano & A Microphone 1983.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика