бургские
ведомости" 1755 г.
, № 39 от 16 мая). Отсюда заключаем, что Шувалов подписал инструкцию до 26
апреля 1755 г. ; следовательно, позднее этого дня не мог быть написан и
публикуемый регламент. По всем изложенным основаниям временем его составления
следует считать период с 12 января по 26 апреля 1755 г.
Намеченная в § 21 Регламента разбивка
московских
гимназий на „школы" и „классы" соответствует той, которую Ломоносов
проектировал в эту же самую пору и для Академической гимназии (т. X наст, изд.
, документ 395). Здесь, как и там, основное внимание уделено „российской
школе", что было по тем временам весьма существенным
нововведением, которое
Ломоносову' удалось осуществить на практике только спустя несколько лет
(см. документ
303 и примечания к нему): до того русский язык не преподавался в Академической
гимназии.
В §§ 48—50 регламента мы впервые
знакомимся с
ломоносовской методикой преподавания родного языка, которая до нахождения
настоящего документа была неизвестна.
Достоин особого внимания § 5 главы
первой чернового
наброска (в текст регламента он не вошел), где предусматривался случай приема
в гимназию ученика „уже в совершенном возрасте, лет около двадцати, который
окажет к учению великое желание без принуждения". Когда 15 января 1731 г.
Ломоносов был принят в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, ему шел
двадцатый год. Нет сомнения, что упомянутый пункт черновика он
писал, оглядываясь
на свое прошлое и предвидя появление „новых Ломоносовых".
В отличие от всех других
тогдашних авторов гимназических
регламентов и инструкций (Г. Ф. Миллера, Г. Н. Теплова, И.
Э. Фишера,
. И. Д. Шумахера) Ломоносов дает в своем регламенте не только шкалу
наказаний, но и шкалу наград (глава седьмая, §§ 58—59).
Регламент
предусматривает раздельное обучение дворян и разночинцев, чему Ломоносов не
сочувствовал и против чего резко возражал, когда заходила речь о введении
такого же порядка в петербургской Академической гимназии. Включение в
регламент упоминаний о раздельном обучении объясняется тем, что он
писался, как
уже сказано, после утверждения императрицей шуваловского проекта об учреждении
Московского университета, а в этом проекте (§ 28) вопрос о раздельном
обучении
дворян и разночинцев был, вопреки мнению Ломоносова, разрешен
положительно. Таким
образом, Ломоносову приходилось в данном случае считаться с уже совершившимся
фактом: в начальных строках регламента Ломоносов высказывает не свои мысли, а
по необходимости оперирует положениями и даже отдельными аргументами
шуваловского проекта: ср. , например, § 1 гл. I регламента и § 26
шуваловского проекта (Пенчко, стр. 148).