lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 841


бургские ведомости" 1755 г. , № 39 от 16 мая). Отсюда заключаем, что Шувалов подписал инструкцию до 26 апреля 1755 г. ; следовательно, позднее этого дня не мог быть написан и публикуемый регламент. По всем изложенным основаниям временем его составления следует считать период с 12 января по 26 апреля 1755 г.

Намеченная в § 21 Регламента разбивка московских гимназий на „школы" и „классы" соответствует той, которую Ломоносов проектировал в эту же самую пору и для Академической гимназии (т. X наст, изд. , документ 395). Здесь, как и там, основное внимание уделено „российской школе", что было по тем временам весьма существенным нововведением, которое Ломоносову' удалось осуществить на практике только спустя несколько лет (см. документ 303 и примечания к нему): до того русский язык не преподавался в Академической гимназии.

В §§ 48—50 регламента мы впервые знакомимся с ломоносовской методикой преподавания родного языка, которая до нахождения настоя­щего документа была неизвестна.

Достоин особого внимания § 5 главы первой чернового наброска (в текст регламента он не вошел), где предусматривался случай приема в гимназию ученика „уже в совершенном возрасте, лет около двадцати, который окажет к учению великое желание без принуждения". Когда 15 января 1731 г. Ломоносов был принят в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, ему шел двадцатый год. Нет сомнения, что упо­мянутый пункт черновика он писал, оглядываясь на свое прошлое и пред­видя появление „новых Ломоносовых".

В отличие от всех других тогдашних авторов гимназических регла­ментов и инструкций (Г. Ф. Миллера, Г. Н. Теплова, И. Э. Фишера, . И. Д. Шумахера) Ломоносов дает в своем регламенте не только шкалу наказаний, но и шкалу наград (глава седьмая, §§ 58—59).

Регламент предусматривает раздельное обучение дворян и разночин­цев, чему Ломоносов не сочувствовал и против чего резко возражал, когда заходила речь о введении такого же порядка в петербургской Академической гимназии. Включение в регламент упоминаний о раздель­ном обучении объясняется тем, что он писался, как уже сказано, после утверждения императрицей шуваловского проекта об учреждении Москов­ского университета, а в этом проекте (§ 28) вопрос о раздельном обуче­нии дворян и разночинцев был, вопреки мнению Ломоносова, разрешен положительно. Таким образом, Ломоносову приходилось в данном случае считаться с уже совершившимся фактом: в начальных строках регламента Ломоносов высказывает не свои мысли, а по необходимости оперирует положениями и даже отдельными аргументами шуваловского проекта: ср. , например, § 1 гл. I регламента и § 26 шуваловского проекта (Пенчко, стр. 148).

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика