lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 849


а с другой стороны, не согласен и с теми мерами, какими Канцелярия АН в лице Ломоносова решила удовлетворять эти интересы. В утвержденный президентом учебный план Модерах предлагал ввести ряд поправок, сплошь ограничительных: уменьшить число предметов преподавания, воспретить студентам слушание лекций, недоступных их пониманию, не пускать студентов на практические занятия в Ботаническом саду, чтобы они, „заблудившись по дороге, вместо аудиторий временно не заходили бы куда", и т. п. (ААН, ф. 3, оп. 1, № 220, лл. 15—16). На этот репорт, поступивший в Канцелярию 17 июня, письменного ответа не последо­вало.

Публикуемая журнальная резолюция Канцелярии, вынесенная через две недели после получения репорта Модераха и имевшая несомненную с ним связь, положила начало целому расследованию, предпринятому, очевидно, по требованию Ломоносова: кроме профессоров, опрошены были и студенты. Показания тех и других вскрыли ряд тревожных обстоятельств. Оказалось, например, что недавно прибывший в Петербург профессор физики Ф. У. Т Эпинус и профессор анатомии А. Каау-Бургав не пожелали читать лекций, заявив, что они „до учреждения от Канцелярии нового лекциям порядка ходить не будут" (там же, л. 29). Профессор ботаники И. Х. Гебенштрейт прекратил чтение лекций за неимением в Ботаническом саду аудитории, и студентам, „пока оная не выстроится, ходить не велел", Канцелярии же заявил, что не будет читать лекций, „пока не переедет в квартиру при Ботаническом саде" (там же, лл. 31—32). Уклонился от чтения лекций и профессор механики И. Э. Цейгер.

С русскими профессорами дело обстояло иначе. Профессор матема­тики С. К. Котельников сообщил, что студенты сперва ходили к нему на лекции, а потом почему-то перестали (там же, л. 25). Профессор же астрономии Н. И. Попов заявил, что приступить к чтению лекций ему не пришлось, так как ни один студент к нему в аудиторию не явился (там же, л. 24).

Из опроса студентов выяснилось далее, что их ответственный руко­водитель, Модерах, не ограничился представлением в Канцелярию своего проекта, а стал, не дожидаясь ее решения, претворять этот проект в жизнь. Одним студентам Модерах „не советовал" ходить на лекции, „пока не будет от Канцелярии особливого приказу", другим „объявлял" то же самое, только в более туманной форме, говоря, „чтобы остались до распределения", а третьим попросту приказывал „ни к кому на лек­ции не ходить, кроме г. Брауна и г. Румовского" (там же, л. 29 об. ).

Таким образом, мероприятия Ломоносова, направленные к возрожде­нию, к обновлению и к укреплению Академического университета, , натолк­нулись с первых же шагов на сопротивление.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика