lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 859


языка; изучение же немецкого и французского языков стало факульта­тивным.

Третий цикл занятий был посвящен „первым основаниям нужнейших наук". Из числа предметов этого' цикла арифметика, геометрия и геогра­фия преподавались и раньше, правда, с большими перебоями. Ломоно­сов добавил к ним тригонометрию и — что особенно интересно — фило­софию, которая включала в себя „логику, метафизику и практическую философию".

Так как учебным руководством должна была служить при этом книга Л. Ф. Тюммига „Основания Волфианской философии", часть которой Ломоносов перевел в 1744 г. под заглавием „Волфианская экспе­риментальная физика", то есть основание думать, что в гимназический курс философии входила, может быть, и физика.

Весьма примечательно, что в список авторов, которых должны были читать гимназисты, желавшие изучать французский язык, Ломоносов ввел и Вольтера.

Для того чтобы уяснить себе структуру ломоносовской Гимназии, необходимо иметь в виду, что она была разделена на три класса: выс­ший, средний и низший, однако пребывание ученика в каждом из этих классов не ограничивалось никакими календарными сроками: по мысли Ломоносова, гимназист не должен был переводиться из одного класса в другой, пока не усвоит „в совершенстве" всего того, что проходится в его классе, а для этого, как видно из документов, одного учебного года не хватало.

В публикуемом регламенте, как и в проекте регламента московских гимназий (документ 288), не указано, какого возраста должны быть лица, принимаемые в Гимназию. Это не случайный пропуск. Желающих полу­чить гимназическое образование было так мало, что в отношении воз­раста не устанавливалось никаких ограничительных норм. В Гимназию. , наряду с детьми шести- семи, иногда даже и четырех-пяти лет, прини­мались и взрослые юноши шестнадцати-восемнадцати лет, а в некоторых, правда, редких случаях допускались и зрелые люди двадцати четырех, двадцати шести и даже двадцати девяти лет (см. ААН, разр. I, оп. 70, . № 2).

Особенно интересна глава „об обязанностях гимназистов". Отчетлива отражая педагогические воззрения Ломоносова, его „Узаконения" резко отличаются от тех чисто полицейских правил внутреннего распорядка для студентов и гимназистов, которые девятью годами ранее были со­ставлены Шумахером и Тепловым (Материалы, т. X, стр. 451—454).

1 Под словом „освидетельствование" следует понимать приемное испытание.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика