языка; изучение же
немецкого и
французского языков стало факультативным.
Третий цикл занятий
был
посвящен „первым основаниям нужнейших наук". Из числа предметов этого'
цикла арифметика, геометрия и география преподавались и раньше, правда, с
большими перебоями. Ломоносов добавил к ним тригонометрию и — что особенно
интересно — философию, которая включала в себя „логику, метафизику и
практическую философию".
Так как учебным руководством должна
была служить при
этом книга Л. Ф. Тюммига „Основания Волфианской философии", часть
которой Ломоносов перевел в 1744 г. под заглавием „Волфианская
экспериментальная
физика", то есть основание думать, что в гимназический курс философии
входила, может быть, и физика.
Весьма
примечательно, что в список авторов, которых должны были читать
гимназисты, желавшие
изучать французский язык, Ломоносов ввел и Вольтера.
Для того чтобы уяснить себе
структуру ломоносовской
Гимназии, необходимо иметь в виду, что она была разделена на три класса:
высший,
средний и низший, однако пребывание ученика в каждом из этих классов не
ограничивалось никакими календарными сроками: по мысли Ломоносова, гимназист
не должен был переводиться из одного класса в другой, пока не усвоит „в
совершенстве" всего того, что проходится в его классе, а для этого, как
видно из документов, одного учебного года не хватало.
В
публикуемом регламенте, как и в проекте регламента московских гимназий
(документ 288), не указано, какого возраста должны быть лица, принимаемые в
Гимназию. Это не случайный пропуск. Желающих получить гимназическое
образование было так мало, что в отношении возраста не устанавливалось
никаких ограничительных норм. В Гимназию. , наряду с детьми шести-
семи, иногда
даже и четырех-пяти лет, принимались и взрослые юноши шестнадцати-восемнадцати
лет, а в некоторых, правда, редких случаях допускались и зрелые люди
двадцати четырех, двадцати шести и даже двадцати девяти лет
(см. ААН, разр. I,
оп. 70, . № 2).
Особенно интересна глава „об
обязанностях
гимназистов". Отчетлива отражая педагогические воззрения Ломоносова, его
„Узаконения" резко отличаются от тех чисто полицейских правил внутреннего
распорядка для студентов и гимназистов, которые девятью годами ранее были
составлены
Шумахером и Тепловым (Материалы, т. X, стр. 451—454).
1 Под словом „освидетельствование"
следует понимать приемное испытание.