28 О дальнейшей
судьбе
„узаконений", изложенных в §§ 76-90, см. документ 311 и примечания к
нему.
27 Переводчик, не поняв, что
речь идет о „беспорочном" поведении,
т. е. о нравственной чистоте, перевел слова „в делах беспорочных"
„in
gleichgültigen Dingen [в безразличных вещах]".
28 См. § 45.
29
„Педагогии",
т. е. пансиона „для знатных дворян", при Гимназии
фактически, насколько
известно, учреждено не было.
30
Последние
слова § 120 дают основание заключить, что Ломоносов предполагал представить на
утверждение верховной власти не только проект университетских привилегий, но и
проект привилегий для Гимназии. Текст их не отыскан.
304
Печатается по
собственноручному
черновику (ААН, ф. 20. оп. 1, Ѣ 2, лл. 354, 356).
Впервые
напечатано — Пекарский, II, стр. 948—949.
Датируется предположительно по связи
публикуемого
документа с регламентом Академической гимназии, который был составлен
Ломоносовым
в 1758 г. , повидимому, в промежуток времени между 24 марта и 27 мая
(см. примечания
к документу 303). Связь этих двух документов несомненна: „стат"
предусматривает ту самую структуру Гимназии, какая дана в регламенте; особенно
же убедительно в этом отношении упоминание о „педагогии", которой
посвящены §§ 113—120 регламента. Работая над последним, Ломоносов набрасывал,
вероятно, в то же время и проект штата.
Публикуемый документ
отражает
заботу Ломоносова о подборе возможно более сильного педагогического персонала
для
российских школ. В число преподавателей этих школ Ломоносов, как
видим, предполагал
ввести двух адъюнктов С. Я. Румовского и М. Софронова, учеников Леонарда
Эйлера.
В последующие годы
учителями
русских школ, особенно „верхнего" их класса, Ломоносов назначал наиболее
способных студентов Академического университета.
Намеченный в данном наброске штат
Университета
существенно отличается от штата 1760 г. (см. документ 323) тем, что
проведенного там разделения на три факультета здесь еще нет. С другой стороны,
там отсутствует принятая здесь, не совсем понятная разбивка „третьего класса
студентов-ѳлевов" на „университетских" и „академических". Можно
думать, что „академическими" Ломоносов называл тех студентов, которых .
готовили
к службе в Академии Наук, а „университетскими"
— всех остальных.