lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 862


28 О дальнейшей судьбе „узаконений", изложенных в §§ 76-90, см. документ 311 и примечания к нему.

27 Переводчик, не поняв, что речь идет о „беспорочном" поведении,
т. е. о нравственной чистоте, перевел слова „в делах беспорочных"
„in gleichgültigen Dingen [в безразличных вещах]".

28 См. § 45.

29   „Педагогии", т. е. пансиона „для знатных дворян", при Гимназии фактически, насколько известно, учреждено не было.

30   Последние слова § 120 дают основание заключить, что Ломоносов предполагал представить на утверждение верховной власти не только проект университетских привилегий, но и проект привилегий для Гим­назии. Текст их не отыскан.

304

Печатается по собственноручному черновику (ААН, ф. 20. оп. 1, Ѣ 2, лл. 354, 356).

Впервые напечатано — Пекарский, II, стр. 948—949.

Датируется предположительно по связи публикуемого документа с регламентом Академической гимназии, который был составлен Ломо­носовым в 1758 г. , повидимому, в промежуток времени между 24 марта и 27 мая (см. примечания к документу 303). Связь этих двух документов несомненна: „стат" предусматривает ту самую структуру Гимназии, какая дана в регламенте; особенно же убедительно в этом отношении упоминание о „педагогии", которой посвящены §§ 113—120 регламента. Работая над последним, Ломоносов набрасывал, вероятно, в то же время и проект штата.

Публикуемый документ отражает заботу Ломоносова о подборе воз­можно более сильного педагогического персонала для российских школ. В число преподавателей этих школ Ломоносов, как видим, предполагал ввести двух адъюнктов С. Я. Румовского и М. Софронова, учеников Леонарда Эйлера.

В последующие годы учителями русских школ, особенно „верхнего" их класса, Ломоносов назначал наиболее способных студентов Академиче­ского университета.

Намеченный в данном наброске штат Университета существенно отли­чается от штата 1760 г. (см. документ 323) тем, что проведенного там разделения на три факультета здесь еще нет. С другой стороны, там отсутствует принятая здесь, не совсем понятная разбивка „третьего класса студентов-ѳлевов" на „университетских" и „академических". Можно думать, что „академическими" Ломоносов называл тех студентов, которых . готовили к службе в Академии Наук, а „университетскими" — всех остальных.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика