Датируется предположительно по
отзыву И. Э. Фишера от 16 октября 1759 г. о составленном Ломоносовым проекте
гимназического регламента (ААН, ф. 20, оп. 1, № 1, л. 302).
Из числа тех
четырех отзывов о
ломоносовских проектах университетского и гимназического регламентов, которые
были затребованы Академической канцелярией 17 сентября 1759 г. (см. документ
315), известны полностью три: отзыв Г. Ф. Миллера от 18 октября 1759 г. (ААН,
ф. 3, оп. 1, № 237, л. 56), отзыв И. А. Брауна (Билярский, стр. 410—
412)
и отзыв К. Ф. Модераха (там же, стр. 413—414), оба недатированные. От
отзыва Фишера, заключавшего в себе 39 листов, исписанных мелким
почерком, сохранились
только 1-й лист с общими замечаниями о гимназическом регламенте в целом и
последний, 39-й, лист (ААН, ф. 20, оп. 1, № 1, лл. 301—302).
Неизвестно, кому и с какой целью
предполагал Ломоносов
вручить публикуемый „экстракт". Последний ценен тем, что дает
представление о сохранившемся лишь частично отзыве Фишера.
Миллер ограничился
в своем
отзыве ссылкой на проект, составленный им в 1748
г. (ААН, ф. 21, оп. 1, №
99; разр. I, оп. 70, № 11), а также на более ранний проект академика З. Т.
Байера (там же, разр. 1, оп. 70, № 11), которым, по словам
Миллера, руководствовался
и академик Г. В. Крафт в бытность свою инспектором Гимназии. „О искусстве
сих славных мужей, — добавлял Миллер с явным намерением задеть Ломоносова, —
сумневаться не можно. К тому ж и Гимназия никогда в лучшем состоянии, как
под их инспекторством, не была".
Замечания Брауна
и Модераха, из
которых иные были, по мнению Ломоносова, „внимания достойны", дают
возможность уловить некоторые элементы до сих пор еще незнакомого нам проекта
университетского регламента. Так, например, судя по этим замечаниям, можно
думать, что по проекту Ломоносова Университет должен был давать стране не
только академических адъюнктов и переводчиков, но и „природных" докторов,
аптекарей, лекарей, механиков, юристов, металлургов, садовников и
т. п. (ср.
т. X наст, изд. , документ 410, § 68). Все факультеты и все окончившие
их лица должны были быть, вопреки мнению Миллера, „равны между
собою". Ломоносов
считал нужным, чтобы студенты параллельно со слушанием университетских лекций
продолжали изучать в Гимназии новые иностранные языки (ср. документ 303, §26).
Браун, подобно Фишеру (см. публикуемый документ, п. 3), возражал — как
это ни курьезно — против самостоятельного чтения студентами научных книг, на
чем Ломоносов, наоборот, повидимому, настаивал и намечал даже программу
такого чтения. „Начинающий студент, — писал Браун, — должен читать
немного, дабы
ему не придти в замешательство".