сочинить общую для всего
академического корпуса, а не для одного Университета" и что, пока не
будет достаточного числа профессоров и студентов, рано говорить об
инавгурации. Отметив, что „прежде привилегии надлежит апробовать
университетский регламент", Миллер поставил тем самым на вид Ломоносову
непредставление им этого регламента на обсуждение Академического собрания.
Русские заметки
были набросаны
Ломоносовым на обороте того же листа, судя по их содержанию, накануне
заседания. „Инвенции", которые Ломоносов предполагал заказать
академическому художнику Ф. П. Градици, предназначались для украшения грамоты
об университетских привилегиях (см. документ 329 и примечания к нему).
320
Печатается по подлиннику, писанному
писарской рукой и подписанному Ломоносовым, Таубертом и Штелином (ААН, ф. 3,
оп. 1, Ѣ
471, лл. 22—23).
Публикуется впервые.
В публикуемом
определении
буквально воспроизведен текст полученного в тот же день, 19 января 1760 г.
, ордера
К. Г. Разумовского на имя Академической канцелярии (ААН, ф. 3, оп. 1, №
471, лл. 19—20). Как видно из этого
текста, составленного, бесспорно, Ломоносовым,
непосредственным поводом к подписанию ордера было „несогласие разных
мнений" по вопросу об университетском и гимназическом регламентах, которое
тормозило разрешение этого вопроса членами Канцелярии и дало о себе знать еще
раз 11 января 1760 г. в Академическом собрании (см. примечания к документу
319).
Подписание ордера знаменовало
серьезную победу, одержанную
Ломоносовым в борьбе с И. И. Таубертом, Г. Ф. Миллером и другими своими
противниками.
Президент поручал одному Ломоносову
„учреждение и весь
распорядок Университета и Гимназии. . . по сочиненным от него
регламентам". Это означало, во-первых, что учебной частью Академии
Ломоносов будет ведать отныне единолично, без участия других членов Канцелярии,
и, во-вторых, что ему дается право вводить в жизнь разработанные им проекты
университетского и гимназического регламентов, не дожидаясь окончательного
утверждения этих проектов высшими властями. Из текста ордера можно
заключить, что
„с позволения" президента Ломоносов поступал таким образом и до подписания
ордера.
Ордер намечал
меры, направленные
к тому, чтобы обеспечить и финансовую независимость учебной части от Тауберта.
Но практика ближайших месяцев показала, что этих мер недостаточно, и
Ломоносову