положить учеников записных на
содержании казенном, другие ж могут быть вольные, а по маленьким городам
учредить школы, в которых будут обучать русской грамматике, арифметике и
прочим первым основаниям, а из оных школ станут выходить в гимназии, а из
гимназий в Кадетский корпус, в Академию и в Университет, а из сих трех мест в
действитель- * ную службу" (Билярский, стр. 473-474).
На всю Россию
существовали в то
время только три гимназии — в Петербурге, при Академии Наук, в Москве, при
Университете, и в Казани. Во всех остальных русских городах не было почти
вовсе никаких гражданских школ. При этих условиях проект создания школьной
сети,
охватывающей все большие и малые города, приобретал огромное значение.
Весьма
вероятно, что если не
прямым автором, то инициатором «того проекта был Ломоносов
(ср. Ламанский, стр.
107). В этом убеждают, в частности, следующие элементы проекта: 1)
упоминание
о „содержании казенном", т. е. об устройстве школьных общежитий по
примеру
того, какое организовал Ломоносов при Академической гимназии 2) преподавание
русской грамматики, введенное в программу средней школы впервые им же, и 3)
типично ломоносовский педагогический термин „первые основания"
(ср. документ
288, §§ 18, 21, 22 и др. , и документ 304).
Сенат поспешил
признать
поданное Шуваловым представление о гимназиях и низших школах „за весьма
полезное обществу" и выразил надежду (приказывать фавориту Сенат не мог),
что он „штаты оку-ратные им сочинит со изъяснением, в которых именно городах,
и сколь великие те гимназии и школы, и в каком числе людей и учителей быть
имеют, и на содержание их, по мнению его, какая сумма потребна". При
этом Сенат давал понять Шувалову, что следовало бы потребовать по этому
вопросу „от здешней Академии Наук какие ведомости или каких рассуждений от
членов той Академии" (Билярский, стр. 474).
В соответствии с этим сенатским
указом Шувалов 7 декабря 1760 г. обратился к Академии с письменной
просьбой, „чтоб
соблаговолено было гг. Академии Наук членам в исполнение того указа сделать
или каждому свое мнение, каким образом оные гимназии и школы утверждены быть
должны, и сообщить мне, из которых бы я мог, — добавлял Шувалов, — обще с
теми гг. Академии Наук членами рассуждая, сделать штат и представить
Правительствующему Сенату" (ААН, ф. 3, оп. 1, № 258, л. 28).
„Сообщение" Шувалова было
в тот же день рассмотрено Академической канцелярией (там же, № 471, л. 274),
и принятое последней . решение было в тот же день исполнено путем посылки
соответствующего указа.