шало бы
контролировать
негласным образом („сторонами") педагогическую деятельность Ломоносова и
осведомлять президента о результатах своих расследований. Что касается уже
состоявшейся замены Модераха Котельниковым, „то тому, — писал президент, —
быть так до времени, а что профессор Модерах просит увольнения от Академии по
одному, как видно из сторонних писем, огорчению, в том, — предлагал
президент,
— до прибытия моего в Санктпетербург удержаться". Однако тут же
добавлялось, что если Модерах „не желает ничего иного, как только отпуску
своего от Академии, то ему так, как человеку свободному и контракт свой
выслужившему,
в том не препятствуется", и Канцелярия может в таком случае дать ему
„абшит", т. е. свидетельство об отставке (Билярский, стр. 530—531).
Как ни двойственно было это
полурешение, Ломоносов истолковал «го как дозволение утвердить Котельникова в
должности инспектора и убедил Тауберта и Штелина подписать публикуемую
резолюцию.
В силу этой резолюции Модераху
был послан официальный запрос, какую должность он на себя „принять
желает". Бывший инспектор ответил, что не желает ничего, кроме отставки,
и 27 августа 1761 г. получил „абшит" (ААН, ф. 3, оп. 1, № 260, лл.
202—203, 204—205). Два года спустя, 21 июля 1763 г. , когда Ломоносов еще
не приступил после своей отставки к исполнению обязанностей советника
Канцелярии, Модерах был восстановлен в звании профессора, но к педагогической
деятельности больше не возвращался. В 1765 г. он числился „при
переводах"
(Б. Л. Модзалевский. Список членов имп. Академии Наук. СПб. , 1908, стр.
21).
Котельников горячо принялся за свои
инспекторские
обязанности и стал правой рукой Ломоносова. За четыре года совместной
педагогической
работы у них ни разу не возникало никаких недоразумений.
344
Печатается по подлиннику, писанному
писарской рукой и подписанному Ломоносовым, Таубертом и Штелином (ААН, ф. 3,
оп. 1, № 531, . л. 220).
Публикуется впервые.
Вопрос о переводе
пяти
гимназистов в Географический департамент был поднят новым инспектором Гимназии
С. К. Котельниковым. В Гимназии они проучились действительно долго: кто
десять, кто одиннадцать, а кто и двенадцать лет (ААН, ф. 3, оп. 1, № 825,
лл. 291 об. , 295), но Ломоносов тем не менее решил проверить, в чем
истинная причина их неуспеха — в их ли неспособности к наукам или в
недостаточном „прилежании" учителей.