lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 937


Сумарокова, против которого и были направлены приведенные слова. Но они задевали и Ломоносова. Речь шла о приоритете. Тредиаковский про­возглашал себя, а не Ломоносова основоположником русского силлабо-тонического стихосложения, причем не совсем точно освещал фактиче­скую сторону дела: знаменитое „Письмо о правилах российского стихо­творства" (т. VII наст, изд. , стр. 7—18), написанное Ломоносовым во Фрейберге, было адресовано не лично Тредиаковскому, как утверждал последний, а в Российское собрание при Академии Наук, что придавало письму характер официальной заявки: в споре о приоритете это имело значение. Ознакомившись с предисловием к „Аргениде", Ломоносов со­общил свое отрицательное о нем мнение Г. Н. Теплову в письме, кото­рое до нас не дошло. Письмо было доложено Тепловым президенту Ака­демии, а' тот приказал послать текст предисловия (очевидно корректур­ный или печатный его оттиск) Ломоносову, с тем чтобы он отметил места, „кои ему не кажутся", и объяснил, почему они его не удовлетво­ряют (ААН, ф. 3, оп. 1, № 520, л. ПО). Распоряжение президента было сообщено Ломоносову ордером Канцелярии от 5 февраля 1751 г. (там же, № 137, лл. 482—483), на который Ломоносов ответил публикуемым ре­портом.

Из содержания репорта видно, что к нему был приложен оттиск пре­дисловия с отметками Ломоносова (этот оттиск не отыскан) и что пояс­нения к этим отметкам были даны Ломоносовым устно (ср. там же, № 520, л. 135). Как видно из последующей журнальной записи Канце­лярии АН от 27 февраля 1751 г. , Ломоносов „предъявлял словесно Кан­целярии", что „Письмо о правилах российского стихотворства" „не к нему одному, Тредиаковскому, но ко всему Собранию от него было писано". Канцелярия в связи с этим распорядилась перепечатать те две страницы, где содержался вышеприведенный текст, выкинув из послед­него только два слова: „ко мне" (там же). Сохранившийся корректурный оттиск свидетельствует о том, что Типография выполнила весьма точно распоряжение Канцелярии (ГПБ, шифр 18, 45, 6, 29, стр. LXV—LXVI). В дальнейшем, однако, спорный текст был подвергнут автором более серьезной переработке, очевидно не без ведома Канцелярии: Тредиаков­ский выкинул оба упоминания о Ломоносове, в силу чего заявление Тредиаковского о своем приоритете стало звучать еще более решительно. В окончательном печатном тексте касавшиеся Ломоносова места изложены так: „Ямбический стих введен в наше стихосложение после того, как уже был мною введен хореический, также и самое основание, или лучше душа и жизнь всего стихосложения" (Аргенида, повесть героическая, сочинен­ная Иоанном Барклаием, т. I, СПб. , 1751, стр. LXV) и далее: „В Рос­сийском собрании известно было о сем стихе, когда тщеславищиеся знали ль, что ямб, и умели ль его выговорить чисто" (там же, стр. LXVI).

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Приходько обвинила выступающих в РФ коллег в «продаже родины»
Украинская певица Анастасия Приходько обвинила своих коллег, выступающих в России, в «продаже родины».
Пиратская копия фильма «Матильда» заблокирована по решению Мосгорсуда
Пиратская копия нового фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда» заблокирована по решению Мосгорсуда, пишет РИА Новости.
Группа Ленинград выпустила новый клип на песню «Кандидат»
Группа Ленинград выпустила новый клип и опубликовала его на своем аккаунте в видеохостинге YouTube.
Актриса Марьяна Цареградская умерла в 45 лет
В последние годы актриса жила вместе с мужем и двумя детьми в Соединенных Штатах.
Скончался грузинский скульптор Гоги Очиаури
Скульптор Гоги Очиаури скончался в Тбилиси в возрасте 90 лет, сообщило Общественное телевидение страны.
Актриса из «Игры Престолов» рассказала о домогательствах Вайнштейна
Актриса Лина Хиди, сыгравшая в популярном сериале «Игра Престолов», сообщила о домогательствах со стороны Харви Вайнштейна на своей странице в твиттере.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика