обоснованное мнение об обряде
коронации. А мнение его сводилось к тому, что с юридической точки зрения этот
обряд не имеет ровно никакого значения. Так он — в простоте душевной — и
высказался. Этот вполне справедливый взгляд был диаметрально противоположен
тому, которого придерживались в XVIII в. похитительницы российского престола,
в их числе и Елизавета Петровна: коронация была в их глазах отличным
средством придать захвату власти хоть некоторое подобие законности. Понятно
поэтому, какой громкий скандал разразился бы в Академии и какие обрушились бы
на нее беды, если бы Браун с высоты академической кафедры поделился с
сановной публикой своими учеными соображениями относительно юридической
ничтожности коронационного обряда.
Когда
Ломоносов, получив
корректурный оттиск речи Брауна, впервые ознакомился с ее текстом, ему
совершенно ясно представилась, конечно, опасность, грозящая
Академии. Нельзя
забывать, что с марта
1758 г. ответственность за всю ее
ученую часть была возложена прези-
дентом на него. Браун заявил, что ни вычеркивать, ни менять в своей
речи ничего не будет. По предложению Тауберта, было решено созвать
на следующий день экстраординарное Академическое собрание (там же,
стр. 423; см. также ААН, ф. 21, оп. 3, № 14).
Академическое
собрание нашло, что
Брауну следует исправить свой текст, однако Браун заявил, что без приказа
президента не изменит в своей речи ничего. (Протоколы
Конференции, т. II, стр.
423— 424) Публичное собрание было отложено на несколько дней. Брауну пришлось
смириться: 26 апреля он прочитал в Академическом собрании новый вариант
вступления, который был единогласно одобрен, и 8 мая
1759 г. произнес, наконец, свою речь (там же, стр. 425—
426).
Она была
напечатана двумя отдельными изданиями на русском и на латинском
языках.
Брауна задели за живое слова
Ломоносова о витийстве (Пекарский, Доп. изв. , стр. 81), однако же весь
этот эпизод не набросил никакой тени на их прочные дружеские отношения.
388
Печатается по подлиннику, писанному
писарской рукой с собственноручными поправками Ломоносова
(ААН, ф. 20, оп. 3,
№ 55, л. 30).
Впервые напечатано —
„Летописи", т. II, к. 4, отд.
III,
стр. 105—106.
Датируется
предположительно по
представлению Г. Ф. Миллера ААН, ф. 3, оп. 1, № 253, л. 130) и
журнальной резолюции Академиче-. ской канцелярии о печатании речи аббата
Лефевра (там же, № 530, . л. 82), откуда заимствована французская цитата, с
которой начинается публикуемый документ.