Речь Лефевра, тем не менее, вышла
в свет. Ее отпечатали в какой-то другой типографии, судя по характеру набора
и орнаментации, загранич* ной, вернее всего — французской. Место печатания
не указано, а год сохранен тот же — 1760-й. Цитированная Ломоносовым фраза
оказалась переработана, и раздраживший его эпитет „гениальные творцы"
исчез.
Назначение
публикуемого
документа неясно. Нет сомнения, что Ломоносов написал его еще в то
время, когда
предвиделось опубликование речи Лефевра в первоначальной ее
редакции. „Примечание"
Ломоносова пестрит такими резкими выражениями, что о напечатании его едва ли
могла идти речь. Вернее думать, что Ломоносов предполагал, по обычаю того
времени, пустить его в писарской копии по рукам.
1 Третьяковым Ломоносов называет
В. К. Тредиаковского.
2 Присланные из Фрейберга правила — „Письмо о
правилах
российского стихотворства". После того как это „Письмо" стало
известно в Петербурге, или, вернее, после того как стали известны
силлабо-тонические стихи Ломоносова, Сумароков в самом деле стал приверженцем
ломоносовской системы стихосложения, тогда как до этого подчинял свою
стихотворную практику правилам силлабической системы, формулированным
Тредиаковским в его книге „Новый и краткий способ сложения российских
стихов".
3 „Ругательная эпиграмма" А.
П. Сумарокова не отыскана.
4 П. И. Мелиссино
учился, а
затем до 1759 г. служил в Сухопутном шляхетном корпусе, где учился и
Сумароков и где силами кадетов разыгрывались не раз драматические произведения
последнего. Из слов Ломоносова можно заключить, что режиссером этих
спектаклей был Мелиссино.
5 Сумароков состоял
директором
Русского театра со дня основания последнего, т. е. с 30 августа 1756
г. Слова
Ломоносова о том, что Сумароков как директор театра „лишен полной прежней
команды", имеют в виду состоявшееся в январе 1759
г. распоряжение, согласно
которому к Сумарокову был приставлен какой-то, как он
выражался, „подьячий",
подчиненный гофмаршалу гр. К. Е. Сиверсу и исполнявший „при Русском театре
прокурорскую должность"; он надзирал за общим ходом дел и нес обязанности
театрального цензора. Раздоры с этим подьячим (фамилия его не выяснена) и с
Сиверсом привели к тому, что летом 1761 г. Сумароков был уволен от должности
директора (Записки АН, т. I, СПб. 1862, прилож. № 1, стр. 4, 10—11 и
13).
6 Под „пчелкой"
Ломоносов
разумеет выходивший в 1759 г. журнал Сумарокова „Трудолюбивая пчела".
7 „Стрелкой"
называется и
сейчас западная, приморская оконечность Елагина острова, где жил
литературный соратник Сумарокова И. П. Елагин, по фамилии которого
получил название и весь остров.