видны. Правда, что
некоторые
вначале стали было оказываться, однако так малы, что не токмо толь великой
сумме не могут соответствовать, но и в сравнении с уронами, с другой стороны
приключившимися, едва ли оные наполнить могут. Словом, по оказании толь
высокой и бесприкладной милости е. в. академическое состояние ни мало не
исправилось, но больше прежнего к падению и конечному разрушению приближилось,
что необходимо требует наискорейшего исправления. Сие как бы в дело
произвести с желаемым успехом,
1-е, должно
рассмотреть самые недостатки и упадку.
2-е, показать оного упадку и
недостатков происхождение и причины.
3-е, дать способ
к оных
отвращению и к исправлению всего корпуса.
1.
Главное
дело и самое основание и начало к происхождению ученых россиян — Гимназия
пришла в худшее состояние, нежели прежде. Ясное сему есть доказательство, что
по сие число в семь лет ни един школ ник в достойные студенты не
доучился. Аттестованные
приватно прошлого года семь человек латинского языка не
разумеют, следовательно,
на лекции ходить и студентами быть не могут, что на экзамене в собрании
оказалось.
2.
Набранные
из синодальных школ — из Спасской, Новогородской и Невской студенты 1748 года
ни единого не чинят Академии преимущества перед набранными прежде нового штата
в 1732 и 1736 годех. Для всех лекции только на время начинались и без
продолжения прекратились, всех происхождение и произведение есть равное.
3.
Академические
собрания были полнее и порядочнее. Ныне для недостатка нужных профессоров
весьма неполны и беспорядочны, ибо нет высшего математика, географа, физика,
ботаника, механика.
4.
Печатание
книжное и торг едва может ли с прежним худым
сравниться.