причину, что не токмо
без
нужды набранными людьми сумма отягощена, а годных положенного числа нет, но и
старые долги не выплачены и новые прирастают. Что ж до прибыли
надлежит, которая
от художеств, а особливо до Типографии надлежит, о том, как
умножить, расположить
и получать великую пользу, нет в регламенте никаких учреждений. Коль великая
государственная от сего прибыль, польза и слава оставлена в небрежении, о
том в учреждении Академии Художеств/ Имея одну Типографию во всем государстве,
могло бы много остаться суммы в 7 лет: хотя бы по 10 000, было б уж 70 000.
5. Для
неумедлительного
наставления учащих и учащихся должно быть надлежащее расположение в Гимназии
школ и классов, довольное и порядочное число учителей и множество
школников, частые
экзамены. В Университете на всякую полгода профессорские лекции печатным
листом объявлять и оные предлагать действительно; студентам иметь на каждой
месяц публичные диспуты и проч. по примеру европейских гимназий и
университетов.
а Фраза не дописана, и
после нее оставлен пробел, часть
которого заполнена затем следующей фразой Имея одну Типографию. . . уж
70 000, написанной
другими чернилами.
|
1) Но при Академии Наук, в
Гимназии верхних классов учителей уже много лет не было, а когда и были, то
почти недостойные.
2)
Напротив
того, в нижних классах учители за излишком, а почти все негодные, у которых
школники время теряют.
3)
Некоторые
учители приняты из милости и, получая немалое жалованье, никого в Гимназии
не обучают, а живут при детях знатных господ.
4)
Многие
учители были и ныне есть в латинской школе, которые российского языка не
искусны и учат школьников по латыни с немецкого. Для того принуждены они
прежде учиться по-немецки. В чем ради беспорядка потеряв много лет, к
латинскому
языку уже устарев приступают и затем оного не вы-учаются.