§ 2
Не упуская из виду
вышеизъясненных основных положений, рассмотрим существующее состояние
Академического корпуса и прежде всего главных частей его, каковы суть:
1. Собрание профессоров и
адъюнктов, которые и представляют собой Академию Наук в собственном смысле
слова.
2. Университет, который состоит
из преподающих профессоров а и слушателей, то есть из профессоров и из
студентов.
3.
Гимназия,
состоящая из учителей и учеников.
4. Библиотека и Кунсткамера.
5. Так
называемая Академия Художеств, которая состоит из
некото-
рого числа художников и учеников и к которой принадлежат также разные
мастерские палаты.
6.
Типография
и Книжная лавка.
7.
Географический
департамент.
8.
Так
называемая Механическая лаборатория.
9.
Ведомостная
экспедиция.
10. Переплетная мастерская.
11.
Академическая канцелярия, имеющая все это в своем
высшем
ведении.
§ з
а
Вместо зачеркнутого лекторов.
6 Зачеркнуто
поэтому гравюры на
меди, каменные печатки, роскошная внешность книг и т. п. ценятся
выше, чем
наилучшие плоды академических умов, чем глубоко нарушается основное
положение седьмое.
|
Рассмотрев и
тщательно взвесив
все изложенное и сопоставив одно с другим, мы видим, что 1) Академический
корпус не схож с
тем, что установлено в других знаменитых европейских академиях, а это идет в
разрез с основным положением вторым; 1 2) допустив в ученое
сословие и
смешав с ним людей, ему чуждых, более того, даже невежд, помыслы которых
устремлены не к развитию наук, а в совершенно другую сторону, мы не можем
ожидать ничего, кроме зависти, ссор и озлобления; все это является
отступлением от того, что предписано основным положением
четвертым; 2
3) доступное пониманию толпы улыбается ей больше и пользуется большим ее
вниманием, чем то, что требует углубленных изысканий, а потому к унижению
достоинства науки ведет все то любезное черни, что, хоть к наукам и
присовокуплено, однако вовсе им не родственно. ^ Все вышеупомянутое испытала
на себе Академия Наук: ее гнетут и почти удушают дела, ей не свойственные и
чуждые; поэтому от нее нужно отсечь и отбросить прочь все, что препятствует
пользе и успехам наук, остальное же следует расположить в должном порядке и в
надлежащей взаимосвязи.