§ 4
Академия Наук, Университет, Гимназия,
Библиотека и Кунсткамера одинаково имеют дело с наукой, более того, они
связаны между собой тесными узами. Точно так же Географический департамент и
Механическая лаборатория не менее связаны с одноименными профессиями, чем
Астрономическая обсерватория, Анатомический театр, Химическая
лаборатория, Ботанический
сад или Физический кабинет с астрономией, анатомией, химией, ботаникой и
физикой. Поэтому все это может и должно не только существовать бок о бок и
объединяться в составе единой корпорации, но, с выгодой для общего
дела, сливать
и соединять усилия. Хотя мы и видим, что в большинстве случаев университеты
бывают отделены от академий, однако это разобщение вызывается не разностью
занятий,
а чаще всего удаленностью друг от друга и численным преобладанием
университетов. 3 Но где условия тому благоприятствуют и где
совпадает местоположение, там имеем мы достохвальные примеры исполнения
академиками профессорских обязанностей в университетах, как, Напр. , в
Париже и Геттингене.
§ 5
Прочие части Академии, в
нынешнем ее устройстве, а именно: так называемая Академия Художеств с
мастерскими, Типография, Книжная лавка, Ведомственная
экспедиция, Переплетная
мастерская — все это должно быть отделено от научной корпорации, и каждое
учреждение — по своим причинам.
1) Подлинная Академия Художеств —
это учреждение чрезвычайно деятельное и нуждающееся в отдельной коллегии для
ведения множества особых дел под особым же руководством и
надзором. Поэтому, чтобы
художества не отвлекали от наук и обратно, надо изъять художества из ведения
Академии Наук, тем более, что в этом же городе основана другая Академия
Художеств, намного опередившая ту, которая у нас является Академией Художеств
скорее по имени, чем по существу. Великая польза произойдет для
художеств, если
обе Академии Художеств, прочно объединившись в одно целое, совместными
Усилиями примутся за свое дело. W это соответствовало бы наилучшим заграничным
примерам.
2) Печатание и продажа книг нужны
для создания Академии не более, чем бумажная фабрика, которая для
распространения ученых трудов необходима так же, как типография или книжная
лавка. Нельзя указать примера, чтобы какая-нибудь знаменитая
академия наук или универси-
а Зачеркнуто Легче преподавать ученикам
известное, чем исследовать неведомое; поэтому и число учащих больше числа тех,
кто новыми открытиями способствует росту науки.