лову; 2) да и времени им к
тому не было, затем что дома должны были служить отцу и матери для
бедности, а,
в Гимназию ходя по дальному расстоянию, теряли лучшие часы и всегда случай
имели резвиться и от школы отгуливать. Итак, не дивно, что чрез семь лет не
было произведено из Гимназии в университетские студенты ни единого человека. Но
после поручения оной Гимназии советнику Ломоносову в единственное смотрение
все оные неудобствия отвращены и пресечены, ибо гимназисты соединены, как и
студенты, в общежитие, снабдены приличною одеждою и общим довольным столом по
мере определенного им жалованья, не теряют времени ни ходьбою на дом, ни
службою родителям, ни заочною резвостию, будучи у инспектора Гимназии и у
нарочных надзирателей перед глазами в одном доме. От него ж, советника
Ломоносова, расположены порядочные в Гимназии классы, и притом российские для
российского правописания, штиля и красноречия, чего с начала Гимназии до
него не бывало. И, наконец, сочинены для каждого класса особливые инструкции
учителям, и обще для всей Гимназии — регламент с совета профессоров, которыми
свидетельствован и апробован от его сиятельства г. президента, и по нему
учение в Гимназии производится с несравненно лучшим успехом, ибо в три года
произведено из Гимназии в университетские студенты семнадцать человек
экзаминованных и удостоен-* ных профессорами. 64
5)
Представлял советник
Ломоносов в Канцелярии письменно о издании внутренних ведомостей российских
для экономического знания, например, в зимних месяцах вносить в ведомости
(кроме других примечания достойных приключений), коль дороги были по знатным
городам разные товары и припасы, каковы были прошлые недавно ярмонки, каковы
были дороги и проезды и от каких погод, кто приехал и когда на город новым
воеводою, кто сменен; сие разумеется и о знатном духовенстве; в вешних
месяцах, когда где река вышла, не было ль чрезвычайного наводнения, когда
начали сеять, когда стали суда приходить и отходить и с какими
товарами и прочее;