lomonosov-ps10

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 10 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ, ПИСЬМА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 10
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ, ПИСЬМА
стр. 683


В 1755 г. Волчков после многолетнего пребывания в Москве и у себя в именье вернулся в Петербург (ААН, ф. 3, оп. 1, № 195, л. 766), где еще около пяти лет продолжал числиться на академической службе. В 1759 г. он вошел в Сенат с предложением «о учреждении под ведомством и протек­шею Правительствующего Сената типографии за его [Волчкова] надзира-нием для скорейшего произведения к народной пользе в печать рукописных его, Волчкова, перевода книг». Проект был в основном одобрен Сенатом, который известил об этом Академию, сообщив, что директором вновь учреждаемой типографии назначается Волчков (там же, № 249, л. 78).

С этих пор между Сенатом и Академией или, точнее говоря, между Волчковым и Таубертом началась затянувшаяся на четыре года тяжба, ко­торую П. П. Пекарский не без основания называет «первым в России про­цессом о литературной собственности» (Пекарский, II, стр. 782). Предметом спора были переводы Волчкова. Волчков настаивал, чтобы Академия вер­нула ему все, что он перевел, ненапечатанное и напечатанное. Тауберт же доказывал, что Академия не может и не должна отдавать эти переводы, так как именно за них и только за них Волчков получал академическое . жалованье.

Юридически позиция Академии была сильнее, но Волчков заручился, по-видимому, в Сенате чьей-то весьма серьезной поддержкой, и Академия лолучала один сенатский указ за другим с требованием «взнесть» в Сенат­скую типографию все переводы Волчкова. Таких указов сохранилось около десятка (ААН, ф. 3, оп. 1, № 249, лл. 79, 90, 95, 98, 103, 105, 114, 119, 126—127). Ломоносов принимал в этой тяжбе лишь пассивнее участие. В качестве члена Академической канцелярии он подписывал некоторые ее определения, связанные с этим делом (см. , например, там же, № 472, л. 109; № 473, лл. 133—134 и др. ), но когда Волчков, в надежде парали­зовать влияние Тауберта, попросил Сенат послать «особливый» указ «на имя старшего в Академической канцелярии советника Михаила Ломоно­сова» (Чтения в Обществе истории и древностей российских при Москов­ском университете, 1859, кн. II, Смесь, стр. 160) и когда Сенат исполнил и эту просьбу Волчкова, Ломоносов уклонился от прямого вмещательства в дело (ААН, ф. 3, оп. 1, № 531, л. 297).

В начале 1763 г. Волчков подал «челобитную» Екатерине II, которая распорядилась оказать ему «надлежащую справедливость». Это заставило Разумовского потребовать от Академической канцелярии «изъяснения», ко­торое Тауберт облек в форму канцелярского определения, экстракта из дела и репорта президенту (там же, № 249, лл. 130— 131; № 474, л. 91). Ломо­носов отказался подписать эти документы, подав публикуемое «мне­ние».

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Заслуженный артист России Андрей Егоров умер в 51 год
Актер Центрального академического театра Российской армии скоропостижно скончался 17 июня 2021 года, говорится в сообщении. По предварительным сведениям, причиной смерти Егорова стала острая сердечная недостаточность, сообщает РЕН ТВ.
Прилепин поддержал решение пригласить Бузову на роль в спектакле МХАТ
Бузова играет в спектакле роль певицы Беллы Шанталь, которая оказывается шпионкой революционеров и в конечном итоге спасает будущего вождя. Премьерные показы спектакля Ренаты Сотириади об Иосифе Сталине прошли 11 и 12 июня.
Режиссер «Флэша» показал лого на костюме Супергерл
Режиссер «Флэша» Андрес Мускетти публикует в Instagram фотографии логотипов на костюмах супергероев из своего фильма. В этот раз он опубликовал логотип с костюма Супергерл. Стиль костюма будет отличаться от классического костюма Супермена, показанного в «Человеке из стали».
Актер Дэвид Харбор предложил снять фильм «Красный Страж против Капитана Америки»
Актер Дэвид Харбор предложил снять фильм «Красный Страж против Капитана Америки». Как сообщает издание «Центральная служба новостей», именно он сыграет Алексея Шостакова в долгожданной ленте «Черная вдова». Актер признался, что хотел бы увидеть своего персонажа лицом к лицу с Капитаном Америкой.
Анжелен Прельжокаж наполнил «Лебединое озеро» экологической проблематикой
Анжелен Прельжокаж наполнил "Лебединое озеро" экологической проблематикой После ковидных отсрочек и переносов в театре Шайо состоялась долгожданная парижская премьера "Лебединого озера" в постановке Анжелена Прельжокажа на музыку Чайковского и современных композиторов-электронщиков.
В прокат вышел «Телохранитель жены киллера» с Райаном Рейнольдсом
Первая часть — «Телохранитель киллера» вышел в 2017 году. Фильм собрал в мировом прокате более 176 миллионов долларов. Фото: кадр из фильма «Телохранитель жены киллера»
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика