что его представление
одобрено
Разумовским (ААН, ф. 3, оп. 1, № 177, лл. 101—102), а 9 сентября того
же года Теплов сообщил ему о том же уже вполне официально: публичная ассамблея
откладывалась на апрель будущего года, «и о какой материи речи читать
должно, о
том Канцелярия представить заблаговременно его высокографскому сиятельству
имеет» (там же, л. 104).
Таким образом, Ломоносов оказывался
лишен возможности
огласить одно из наиболее выдающихся своих исследований, где он развивал и
обосновывал свою собственную теорию явлений атмосферного электричества.
О дальнейшем ходе этого дела см. т. III наст, изд.
, стр. 515—518 и примечания к письмам 32 и 34.
Упоминаемая в письме диссертация
Рихмана была
опубликована лишь в 1758 г. в «Новых комментариях» под заглавием: «De indice
electricitatis et de ejus usu in definiendis artificialis et naturalis
electricitatis
phaenomenis disser-tatio» («Novi Coramentarii», т. IV, стр. 301—
340. Русский перевод
под заглавием «Рассуждение об указателе электричества и о пользовании им при
исследовании явлений искусственного и естественного электричества» см. : Г.
В. Рихман.
Труды по физике. М. , 1956, стр. 338—359).
Профессор А. Н. Гришов состоял
конференц-секретарем
Академии Наук с 1751 по 1754 г. (Список членов имп. Академии Наук. 1725—1907.
СПб. , 1908, стр. 7).
32
Печатается по тексту первой
публикации.
Местонахождение подлинника не
известно.
Впервые
напечатано —Соч. 1784, ч. I, стр. 333—334.
Философская поэма английского
писателя Александра Попа «Опыт о человеке» была переведена
(как предполагают, по заданию Ломоносова) его учеником, студентом Академии
Наук Н. Н. Поповским в 1753 г. Перевод «всех стихов Попиевых, несколько
еще исправленных», был представлен Ломоносовым в Канцелярию АН для посылки
президенту 28 марта 1754 г. (письмо 43). Поповский не знал английского языка
и переводил «Опыт о человеке» с французского прозаического перевода.
Издание перевода Поповского встретило
большие
затруднения. Духовная цензура нашла, что «издатель оныя книги ни из
св. писания,
ни из содержимых в православной нашей церкви узаконений
ничего не заимствуя, единственно все свои мнения на естественных и натуральных
понятиях полагает, присовокупляя к тому и Коперникову систему, також
и мнения о множестве миров, священному писанию совсем несогласные»
(«Библиографические
записки», 1858 г. , т. I, столб. 490). Книга вышла в свет лишь
благодаря личному
вмешательству И. И. Шувалова только три года