бездельна. Non est
vivere, sed
valere, vita, то есть: «Жизнь не в том состоит, чтобы только жить, но в
том, чтобы
здравствовать», — совсем правдиво говорит древний римский стихотворец Марциал
* Разумный хозяин печется сам о своем доме, в котором он живет: не
приставливает
соседов, чтобы они надсматривали; не дожидается, пока они придут и
покажут, что
тут или инде на стенах щели появились и чрез другие повреждения дом его к
своему падению приближился. Его собственное наблюдение усматривает самые малые
недостатки скоро в начале и исправляет их прежде, нежели они больше будут. Не
долженствует ли наш дух равное прилежание употреблять, чтобы ему свою к
нарушению склонную хижину толь долго пряму и без повреждения сохранить, коль
долго чрез благоволение ее всемудрого архитектора и чрез помощь доброхотной
натуры быть может. Итак, никто в том спорить, надеюсь, не будет, что к
исполнению оного звания, которое мы нашему телу должны, всякий труд полагать
надлежит; только лишь некоторые будут в надлежащем к сему искусстве скудость
иметь.
Однако уже славнейшие мужи искали сей недостаток исправить, а особливо в сей
науке в нынешнее время славный медик, тайный советник и публичный профессор
медицины в Гале доктор Фридрих Гофман всякой похвалы достоин, понеже он такие
средствия предложил, которые каждый в своей власти имеет и чрез что не только
свое здравие по силе сохранить может, но и некоторые случающиеся болезни скоро
сперва сам и без чужой выпрошенной помощи полезно отвратить. Для того из
полных искусства латинских книг сего знаменитого мужа, которые в прошлом годе
вместе печатью изданы, намерился я оное, что к сему предприятию надлежит, с
возможным прилежанием собрать и благосклонному читателю предложить. Откуду мы
не без увеселения увидим, что человеку, при толь многих слабостях, которым
он подвержен, чрез доброхотство натуры также, напротив того, многие легкие
способы добровольно поданы.
*
Lib. VI, Epigram. 70. 1
|
Первая
книга, которую я моему
намерению пристбйно пройти хочу, пишет: De medico sui ipsius («О том, как
всякому самому
себя лечить»). Причем в первых надлежит всякому в себе самом наблюдать, здрав
ли он или немощен. И понеже многие в сем обманываются, то можно при сем
следующие знаки примечать. Здравый человек есть тот, у которого натуральная
охота к пище и питью по обыкновению находится и природный оных выход по
пропорции последует. Он не чувствует ни в коей части