умеренно; 4) от
холодных и сиверких ветров тело надобно всегда осторожно прикрывать, а
особливо кто к катарру склонен или недавно от болезни освободился; 5) ежели
каким местом общие немощи овладеют, которые от испорченного воздуха
происходят, то блюдись от всякого отягощения желудка и старайся чрез легкие
лекарства, чтобы всегда пронос тела был. В рассуждении пищи и пития следующая
осторожность полезна: 1) надлежит
всегда жить трезво и умеренно; древние люди говорили: Modicus cibi, medicus
sibi («Кто
мерно ест, тот сам себе лекарь»); 2) ежели в ком много крови, тому не
надлежит много мяса есть, также мучнистых и жирных кушаньев и тех, которые из
оных плодов состоят, что в кожушках родятся, и притом не надобно пить
крепкого вина; 3) слабым и к немочи склонным людям, а особливо нежным
женским особам надлежит опасаться кислых вещей; 4) соленые и копченые кушанья
натуре сноснее, нежели свежие; 5) меру пищи, которую кто принять
хочет, надобно
по трудам и по своей силе определить; 6)
никогда не надлежит есть прежде, пока перед тем принятые пищи в нас не изныли,
что признать можно, ежели тело легко и бодро стало, облегчения его
были, надмения
все перестали и охота к еде опять пришла; 7)
питье быть должно легкое и скоро проходящее; 8) пить не надобно через меру
мало, понеже жидкие вещи нашей натуре очень полезны; 9) после кушанья не
надлежит крепких напитков принимать; 10) холодное питье, немалою мерою в
разжарелое тело принятое, так, как яд, вредно. Представления в рассуждении
страстей в том состоят: 1) старайся
свой ум всегда спокоен, без излишнего требования или великого желания
содержать, и сие особливо, ежели кто есть или спать хочет. К сему служит
правдивое и нелицемерное благочестие, совершенная надежда на бога, прилежное
чтение священного писания, удаление от лености и умеренное обхождение с
честными и благочестивыми особами; 2) ежели кто . впадет в жестокое
пристрастие, то лучше в таком состоянии не пить и не есть, но больше надобно
проносное принять. При сих правилах надлежит и следующие памятовать: 1) кто
крепкую и здоровую имеет натуру, тому
не надобно очень порядочно жить, но все, что ему случится, надлежит умеренно
употреблять и делать; 2) вкоренившегося обыкновения не должен никто вдруг
разом, но помалу отставать; 3)
ежели наша натура некоторых вещей совсем снести не может, то лучше от них
удаляться, нежели себя к тому принуждать. Напоследи должны мы все оное чинить
и наблюдать, что нашего тела силы содержит, а того убегать, что оные слабит,
из которых к последнему причитаются: частое крови пускание и очищения
внутренния части тела, рвотные лекарства, отягоще