Цельс* во всяких
недугах
употребление свежей воды. И обыкновенное питье чая больше того ради толь
здорово, что мы притом немало чистые воды принимаем, нежели от того, что
малая часть чайного соку в нас расходится. Итак, не можно сомневаться, что
великое, но обыкновенно неизвестное божие благословение в той земли или
городе есть, где хорошая и чистая вода находится, понеже она с другими
бесчисленными пользами и вместо самых целебнейших лекарств быть может.
* Lib. 1, сар. 15. 7 ** In Timaeo.
8
|
Третия из
показанных книг, о
которой я ныне рассуждать хочу, пишет: De animo sanitatis et morborum fabro («О
уме, как он тело здравым и
немощным чинит»). Никого нет, , кто бы во всяком мгновении ока не
чувствовал,
в коль точном соединении душа со своим телом находится и коль исправно
движения телесные мыслям души или сии оным последуют. Однако еще и до сего дни
никого не нашлось, кто бы подлинный союз, чрез который сие все чинится и чрез
что мы так в нас самих соединены, показать мог. Ибо, пускай бы мы с самою
большею осторожностию и возможнейшим наблюдением взаимные действия тела и души
как ни изыскивали, то хотя и находим мы всегда между ними точный
союз, внутреннее
соединение, беспрестанное сопряжение и, как
бы сказать, некоторое тайное согласие, но от оных путей, которыми все сие
бывает, не находим мы ни единого следа, и вся нашего ума острота остается
здесь в мрачнейшей тьме покрыта. Посмотри лишь только примеры древних и новых
философов, то можно довольно увидеть, как они между собою не согласны были и
как они себя понуждали прямую души натуру показать и место в человеческом теле
оной определить. Так что мудрый Платон, ** после того как он пространно о душе
написал, на конце заключил, что он хотел бы все тое, что он об ней говорил,
за правду почитать, когда бы ему оное чрез божеское откровение, объявлено
было. Однако между тем сие совсем известно, и можем мы почти руками
чувствовать,
что когда наша душа беспечальна, добра и благорастворенна, то и тело в
добром состоянии находится, и напротив того, ежели ум беспокоен, печален и
смущен, то и следствия от того чувствительны бывают. О сем мнении были уже
древние философы совершенно уверены. Они хвалили больше всего такого
медика, который
бы не токмо в состоянии был некоторыми травками повреждения телесные исправить,
но и своею мудростию страсти телесные укротить. И о авторе
медицины, Эскулапии,
сказывают, что он из немощ