lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 25


Цельс* во всяких недугах употребление свежей воды. И обыкновенное питье чая больше того ради толь здорово, что мы притом немало чистые воды принимаем, нежели от того, что малая часть чайного соку в нас рас­ходится. Итак, не можно сомневаться, что великое, но обыкновенно неиз­вестное божие благословение в той земли или городе есть, где хорошая и чистая вода находится, понеже она с другими бесчисленными пользами и вместо самых целебнейших лекарств быть может.

* Lib. 1, сар. 15. 7 ** In Timaeo. 8


Третия из показанных книг, о которой я ныне рассуждать хочу, пишет: De animo sanitatis et morborum fabro («О уме, как он тело здравым и не­мощным чинит»). Никого нет, , кто бы во всяком мгновении ока не чувст­вовал, в коль точном соединении душа со своим телом находится и коль исправно движения телесные мыслям души или сии оным последуют. Однако еще и до сего дни никого не нашлось, кто бы подлинный союз, чрез который сие все чинится и чрез что мы так в нас самих соединены, показать мог. Ибо, пускай бы мы с самою большею осторожностию и возможнейшим наблюдением взаимные действия тела и души как ни изыс­кивали, то хотя и находим мы всегда между ними точный союз, внутрен­нее соединение, беспрестанное сопряжение и, как бы сказать, некоторое тайное согласие, но от оных путей, которыми все сие бывает, не находим мы ни единого следа, и вся нашего ума острота остается здесь в мрачней­шей тьме покрыта. Посмотри лишь только примеры древних и новых фи­лософов, то можно довольно увидеть, как они между собою не согласны были и как они себя понуждали прямую души натуру показать и место в человеческом теле оной определить. Так что мудрый Платон, ** после того как он пространно о душе написал, на конце заключил, что он хо­тел бы все тое, что он об ней говорил, за правду почитать, когда бы ему оное чрез божеское откровение, объявлено было. Однако между тем сие совсем известно, и можем мы почти руками чувствовать, что когда наша душа беспечальна, добра и благорастворенна, то и тело в добром состоя­нии находится, и напротив того, ежели ум беспокоен, печален и смущен, то и следствия от того чувствительны бывают. О сем мнении были уже древ­ние философы совершенно уверены. Они хвалили больше всего такого медика, который бы не токмо в состоянии был некоторыми травками по­вреждения телесные исправить, но и своею мудростию страсти телесные укротить. И о авторе медицины, Эскулапии, сказывают, что он из немощ­

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика