ных, которые к нему
приходили,
некоторых пластырями, травами, питьями, а других также песнями, разумными
представлениями и мудрыми сентенциями к здравию приводил. Итак, сие совсем
подлинно, что ум человеческий такую власть над своим телом имеет, чрез
которого действие оное здраво содержать и большую часть немощей от него
отвратить
может. Здравие токмо в том состоит, что жизненные духи, кровь и другие
жидкие материи тела равно тихо и свободно в своих каналах кругом движутся и все
оное, что больше не нужно, в пристойных местах отделяют. Беспечальный и
спокойный ум возбуждает и содержит также всегда ровное и умеренное движение в
жизненных духах, и ежели они в таком состоянии находятся, то бьется также и
сердце тихо и порядочно, кровь движется кругом очень изрядно и человек бывает
здрав. Того ради спокойный и беспечальный ум есть самое высочайшее
добро, которое
человек в сей жизни иметь может, понеже оно не токмо содержанию здравия
обыкновенно помогает, но и с прямым употреблением разума сопряжено. Того не
надлежит бояться, будто бы трудно было спокойный и ясный ум всегда иметь, для
того что мы многим человеческим слабостям, многому переменению счастия
подвержены;
ибо, хотя всех пристрастий искоренить не надлежит, понеже они нас многажды к
доброму понуждают, однако сие есть добродетель, ежели кто ими владеет и
всегда их обузданных содержит; также и истинная философия подает нам способы
в руки, чрез которые бы нам до овладения над нами самими доступить. Ежели
сердце к свету, богатству, , роскоши и чести не прилепляется, ежели кто свою
надлежащую работу в настоящее время и пристойными отправляет и к тому
добронравное и добродетельное обхождение с другими в помощь берет, то чинит он
к спокойству ума доброе . начало и подлинно дойдет совершенно к своему
концу, ежели
он притом на откровенные нам к тому от бога правды твердо уповает. Польза
такого
ума нигде толь ясно себя не показывает, как ежели кто на таких местах жить
принужден, на которых заражающие болезни владеют. Понеже искусство постоянно
научало, что в таких случаях никакого полезнейшего способа нет, как
безбоязненный ум иметь, понеже для того болезнь наступить не может или она
там легко побеждается. Но коль много пользы от спокойного состояния ума ко
здравию тела пролиться может, напротив того, толь много вреда или еще и
смерти может от поврежденного состояния души в теле возбудиться. Ибо из
вышепоказанного ясно, что ежели пристрастия своею быстриною похитят, то
всеконечно великое возмущение и непорядок в жизненных духах возбудят и здравие
телесное повредят, понеже они содержанию нашей машины в противном, ему