щенном, сильном и
мрачном
состоянии души бывают. Нечаянная и безмерная радость развевает7
жизненные духи толь крепко, что кровь оных совсем лишается, и человек от того
в обмороке пасть или и скоропостижно умереть может. Чему много примеров в
древних историях находится. Поликрата, некоторая благородная шляхетская жена,
умерла такою скоропостижною смертию, как Аристотель
сказывает. Филиппид, комический
стихотворец, имел такой же рок, когда он, бившись о заклад с другими сти
хотворцами, нечаянно верх одержал и о том безмерно обрадовался. Хилон, един
из греческих седьми мудрецов, умер также от радости, когда его сын мзду в
Олимпийских играх достал. Во время глубокой печали жизненные духи с кровью в
очень многом числе к сердцу привлекаются; от тоге оные, которые тем наветуемы
бывают, бледное лицо имеют, пульс бывает редок и слаб, охота к пище и питию
теряется, сон смущается и сила совсем убывает, а наконец злого рода
лихорадка приставает или чахотка от-4 туду рождается. Зависть
привлекает к себе такие же худые следствия, понеже чрез сию всяк сам сердце
свое снедает. Чрез гнев тело наше очень вредится, понеже он жизненные духи и
кровь с устремлением к нашим внешним частям гонит; для того разгневанные
бывают красны в лице, очи его стают кровавы, члены дрожат, дыхание
переменяется в насильное пыхание и пульс в толь многое толкание; так что
Энний9
необузданный гнев початком бешенства правдиво назвал. Случится, что
кровь, которая
в великом множестве насильно во внешние члены пригонена и утеснена, назад
возвратиться не может, то останавливается она там и рождает гни-тие и
воспаления и подобные тяжкие болезни. Чему также и примеры есть. Раненые-и
опять залеченные жилы от сильного гнева снова разорвались; не упоминаю другие
следствия, которые повседневно на теле гневного человека рождаются: подобное
случается и с ненавистью или недружеством, со спором и с ссорою, понеже они
всегда с гневом соединены бывают. Не меньше зла и расплошное испугание нашему
телу учинить может. Ибо тогда жизненные духи и кровь насильно назад и к сердцу
привлекается, что сие от того беду терпит, и при бледном цвете лица сильное
сердца движение рождается; притом дрожат члены, и нападает некоторый род
лихорадки, и приходит иногда несказанное зло, особливо беременным или сосящим
женщинам. К тому, во время заражающих болезней приуготовляет он яду, который
везде бродит, безопасную дорогу к сердцу. О плодах, которые от безмерной и
слепой любви рождаются, не надобно много и говорить, понеже мы в самом
священном писании о том печальный пример имеем. Напоследи, может также душа в
своем теле чрез едину