бельном строении
употребляемый
подзем, или домкрад. Она СОСТОИТ из долгого железного бруса, у которого на
одной
стороне зазубрины сделаны, из колеса, на периферии пальцы имеющего, из
бесконечного винта, и клюки; что все, опричь клюки, в деревянный крепкий
футерал заключено
56.
Пятьдесят
шестая машина есть ворот, которым якори выздымать, изобретена от господина де
ла Маделена, 1702 году. Сия машина в том состоит, что ворот сей имеет на
средине вьюшку, которой за колесо, на периферии палцы
имеющее, захватывает, к
чему воротом прикреплен, около которого канат обвивается; чрез что сила в 24
раза прибывает. Сию машину можно употребить так, как обыкновенный
ворот, ежели
из колеса один зуб вынят будет, чрез что чинится, что вьюшка больше за оное
колесо захватывает и канат на валу вьюшки обвивается.
57.
Пятьдесят
седьмая машина есть ворот, которым якори вздымают, 9 изобретена от
господина де Бурже, 1702. Сия машина от вышепомянутой только тем отлична, что
она место вьюшки обыкновенный триллинг имеет, что французы une laterne
называют. Сии оба маниры хотя
меньше людей требуют, однако работа очень тихо чинится. Напротив
того, довольно
известно, . коль много раз в том часто нужда бывает, чтоб якорь скоро
поднять,
понеже случается, что ежели то не толь скоро можно будет чинить, как надобно,
то канат отрубить случай принуждает.
58.
Пятьдесят
осьмая машина есть, как суда на сушу вытягивать, изобретена от господина
Дюме, 1702 года. Способ, которым сие в дело произвести можно, состоит во
многих купно связанных блоках, а движение чинится способом четырех крепких
воротов, в земли утвержденных, которые не просты, но триллинги при себе
имеют таким образом, как в вышеописанной 57 машине показано, а судно само на
катках на землю тянут. И хотя чрез сие великая сила производится, однако при
том великое опасение в том бывает, если веревка порвется или палец у триллинга
переломится.
59.
Пятьдесят
девятая машина есть, чем воду вверх поднимать, изобретена от господина
Гея, 1702.
На берегу какой-нибудь текущей реки выкапывают в земли небольшой
канал, который
всегда полон воды стоит; оный покрывают крышкой, которая две диры
имеет, сквозь
которые два насоса проходят и до воды достают. Оба насосы имеют вентилы и
шесты, которые помощию колеса, от речной , воды движимого, и средствием
четвероугольника, который около одного своего угла вертится, и еще способом
колеса, на половине своей периферии пальцы имеющего, и притом еще отвесной
гири, которая их кверху вздымает и опускает, чем воду будто