можно, пока рычаг
вкруг
обернется, чем ядро к дулу принесено будет; и так, когда клещи отворятся, то
скатывается ядро в пушечную полость. И хотя правда, что сей способ безопаснее,
нежели обыкновенный, однако он не толь скор и излишные обстоятельства имеет.
78. Семьдесят осьмая машина есть, чем морские пристани
чистить,
изобретена от господина Гуффе, 1703 года. Сия машина состоит из вели-
ких клещей, которые между двумя судами можно в глубину моря опустить
и двумя вьюшками отворить и затворить, после чего их вон вздымают.
Однако они очень тяжелы и угоднее ими камни и другие твердые тела
вздымать, нежели со дна ил очищать.
79. Семьдесят
девятая машина есть, как в одинаком весле
свойства
многих соединить, изобретена от господина Мартено, 1703 года. На корме
судна через руль, так чтобы ему не помешать, приделывают великое де-
рево, которое к воде два плоские бока имеет, а к судну великую круглую
дугу, которая шириною своею ширину всего судна, коль глубоко оно
в воде стоит, покрывает. Сие дерево, которое изобретатель веслом назы-
вает, стоит углом, который из обеих плоских боков делается, вертикально,
и притом имеет кверху долгое дерево, которое своим вострым концом
стоит на утвержденном в килю железе, а наверху сквозь несколько коль-
цей проходит, так что способом двух ручек, которые наверху оного дерева
на обе стороны проходят, можно сие дерево и купно с ним сие новое весло
туда и сюда повертывать, и так та и другая плоская сторона о воду
опирается, и судно ради оной великой плоскости, толь сильно вперед дви-
гает коль многие весла. Но понеже обыкновенно буде кто очень замысло-
вато делать хочет, то ничего доброго не бывает, для того и здесь надле-
жит примечать что сие новое весло прямой бег судна с пути сбивает,
понеже оно тем в ту и в другую сторону ударяется. Второе, что сию ма-
шину может очень легко штурмом отбить Третие, очень опасно, чтобы
оно действие руля весьма не воспятило.
80. Восмьдесятая машина есть, как
корабли на штапель
возводить таким образом, как в Тулонской пристани, изобретена от господина де
ла Гира, 1703 года. Сие очень полезное изобретение, которое на многих местах
употребительно, состоит в следующем. Когда корабль к штапелю приведен
будет, то
ставят на его оба бока несколько меньших судов и наполняют водой толь
долго, пока
они только лишь не погрязнут. И когда сии побочные суда толь глубоко в воде
стоят, сколько быть мо-^кет то кладут поперек
большого судна толстые маштовые
бревна и к нему крепко
привязывают. И за навислые оных концы многими козлами малые