ромысла, навешенную гирю
имеющего, на каждый час снова заведены бывают.
119.
Сто
девятнадцатая машина есть, чем тяжелые вещи с высокого места вниз опущать,
15
изобретена от господина Рессеня, 1714 года. Сие чинится помощию наверху
укрепленного круга, около которого вкруг веревка ходит, как инде обыкновенно,
и чтобы вниз опущаемая вещь противный отвес имела, для того привязывают к
одному концу веревкой тяжелую вещь самую, а к другому водою наполненное ведро,
и таким образом тяжелую вещь очень легко вниз опускают. И так, когда она
уже внизу, а вода наверху будет, то выливают тую в трубу, сверху вниз
пропущенную, чтобы она в находящуюся внизу яму стекала и к новому употреблению
служить могла. Однако сие могло бы еще скоряе учинено быть, если бы вместо
ведра с водой только камень, крюк имеющий, привязывали, и когда он чрез
опущение тяжелой вещи кверху поднят будет, то можно ему дать вниз упасть.
120.
Подобное
свойство имеет и сто двадцатая машина, как материи, к строению
потребные, вверх
поднимать, 15 изобретена от господина Рессеня, 1714 года. Здесь
яма или сосуд, воду содержащий, должен наверху быть, чтобы там ведро или
ушат оною наполнить и камни кверху поднять можно было.
121.
122.
Те же замыслы у 121 и 122 машины от помянутого господина Рессеня употреблены,
где он показывает, как помянутым образом корабли нагружать и выгружать и как
тележки с горы тихо опускать надлежит.
123. 124. Сто
двадцать третия
и четвертая машина есть телега, которая от ветра движется, изобретена от
господина дю Ке, 1714 года. Сия телега имеет четыре колеса, у которой на
средине высокие козлы поставлены, к которым наверху обыкновенные парусы
привязаны и на все стороны гафелем 16 обращаться могут. Сперва
были парусы из полотна сделаны, а после из деревянных досок, 17
которые вкруг вкреплены. Изобретатель сего старался, чтобы последний манер и
на кораблях употреблять.