дами не тщеславна в
таком
возрасте, когда природно своею славою возгордиться можно.
Потом Мантор говорит: Правда, все,
что ты здесь видишь, добро и приятно; но знай, что еще можно лутче того
сделать. Идоменей страсти свои умаляет и начинает людьми своими владети
правдою; но еще погрешает, следуя прежним своим погрешениям. Когда человек
оставляет зло, тогда зло еще за ним гонится. Злое обыкновение не скоро
оставляет, природа слаба, погрешение престарело и тщеславие
неисцельно. Блажен,
иже никогда не заблуждал, может больше добра сделати. Боги, о Теле-
маче, более
от тебя взыщут, нежели от Идоменея, понеже ты в юности своей познал истину и
великих благополучиев еще причастен не был.
Идоменей премудр и разумен, но
к добрым делам много прилежен и о всех делах немного рассуждает, , дабы всем
положити намерение. Сан царя, который над людьми поставлен, не в том состоит,
чтоб все самому делать. Се грубое тщеславие, чтоб окончать дела или
показатися людям, что может все сделати. Царю надобно владети, выбрав
помощников
себе, и повелевати ими. Не должен все делати собою. Сия работа и должность
подчиненных его; а он должен на них взыскивать, и добре знати, чтоб
взыскивати с рассуждением. Лутчее владение, чтоб выбрав людей и вручить им
дела по их талантам; а вышнее и совершенное владение есть, чтоб своими
помощниками владети. Должен их усматривать, воздержи-
вати, исправляти, поощряти,
возвышати, низити, переменяти места и всегда держати их в руках. А чтоб все
свидетельствовать самому, то уже стало неверность и недостойность. Се предати
себя в ненависть, малого ради дела, теряти время и теснити умы свободные, к
великим делам годные. Ради великих дел надобно иметь ум свободен и
покоен; надобно
помыслити в покое, оставя другие дела. Ум, малыми делами
утружденный, подобен
винным дрождям, которые не имеют ни силы, ни уксусу. И кто делает всякие
малые дела, смотрит только на настоящее, а будущего не видит, прилежит к
делу сегодняшнему и в том едином деле упражняется, и непрестанно о нем мыслит,
то ум их помрачается. Ибо дело рассуждается здраво, когда все дела собраны и
когда порядочно уставлены, чтоб друг за другом следовали и имели между собою
размер. Кто сему правилу не следует, подобен музыканту, который нашел
согласные голосы и не соединяет их и не слагает ими песни сладкие и
приятные. Также
подобен и архитектору, который чает, что уже все сделано, только бы поставил
столпы великие и камение тесаное собрал, несмотря на порядок, ни на размер
красоты своего здания. Когда строит великую палату, не видит,