Телемак ему
отвещает: Все твои
слова разумею. Но когда все будет так делатися, часто будет царь оболган, не
знающе всего подробно. Се ты сам себя облыгаешь, говорит Мантор. Знание о
всем правлении не попустит. Кто не знает основания дел и кто не знает
разности умов, всегда ходят, как слепые. Удачею6 не
погрешают. Сами
подлинно не знают, чего ищут, и не ведают, к чему делают. Только не верят
людям добрым, кто им прекословит, так же как обманщикам, кто льстит им. А
кто знает основание и знает промысл человеческий, тот знает, как что делати
и как окон-чати. Довольно знает, годны ли люди к делам его и разумеют ли его
мнение, чтоб благополучно окончати. Еще в розницу никаких дел не делает, ради
того имеет разум свободный и видит все дела вместе, и знает, к своему ли
концу идут. Хотя и погрешит, но не в больших делах. К тому ж зависти не
имеет нимало, как скудоумные и малодушные имеют; разумеет, что в великих
делах невозможно быть без погрешения. Потом, что надобно к тому употребити
людей,
которые бывают некогда обманщики. Больше теряют неверством, что никому не
верят, нежели обманом. Блажен, кто только в посредних делах оболган. Великие
люди погрешают, и того всяк человек боятися должен. Обманство надобно жестоко
наказать, когда сыщется; иных обманщиков надобно остерегатися, кто не хощет
больше
обманут быти. Художник в своей лавке все, что видит своими очми, г
делает своими руками. А царь в государстве великом всего делати не
может, должен
делати такие дела, чего никто без него сделати не может; должен смотрети и
видеть великим делам решение.
По сем Мантор говорит Телемаку: Боги
тебя любят и
готовят тебе царствование премудрое. Все, что здесь видишь, не в славу
Идоменееву сделано, но тебе в научение. Все сии премудрые уставы, которым
здесь
в Саланте удивляешься, суть тень тому, что ты сделаешь в Итаке, ежели твои
добродетели соединены будут твоим высоким участкам. Время нам отсюда отъехать.
Идоменей ради нашего отъезду корабль приготовит.
Тогда Телемак открыл сердце своему
другу, но с трудом,
что не хочет оставити Саланта. Может быть, что станешь меня бранити, что я
скоро привыкаю к местам, где немного поживу, но совесть моя будет мучити
непрестанно, ежели тебе не открою, что я люблю Антиопу, дщерь
Идоменееву. Нет,
драгий мой Манторе. Се не страсть слепая; не такая, от какой ты меня
исцелил во острове Калипсином. Добре знаю глубокую язву, кото-
в
удачею было зачеркнуто, потом вновь
восстановлено. г После очми было написано и зачеркнуто и все.