11
ПИСЬМО Л ЭЙЛЕРА
ПРЕЗИДЕНТУ АКАДЕМИИ НАУК
К. Г. РАЗУМОВСКОМУ
Сиятельнейшему графу
милостивому государю Кириллу Григорьевичу Разумовскому, ее императорского
величества действительному камергеру, Академии наук президенту, лейб-гвардии
Измайловского полку подполковнику, орденов Польского белого орла, святого
Александра и сяятыя
Анны кавалеру
Сиятельнейший граф,
милостивый государь Кирилл
Григорьевич!
Мореплавания
науку давно уже
между математическими наставлениями вмещать начали, где она гидрографиею
обыкновенно
называется. Во-первых, толкуют в ней чертежи морские и учение о румпах и
линеях локсодромических, 1 из чего выводят весьма полезные правила
к управлению корабельного ходу до намеренного места, к чему принадлежит
штурманское учение, чтобы познавать широту места и ход корабельный по высоте
солнца или звезд. Однако сия часть мореплавательной науки многократно сочинена
толь обстоятельно, что оную предлагать к сей книге, которую издаю под вашего
сиятельства покровительством, было бы излишнее дело.
Здесь я в весьма
ином
предприятии простираться намерился, которое в мореплавании толь же важно, как
оное, и о котором поныне еще весьма мало писано. Ибо в сей книге не столько
взираю я на ход корабельный, как на самое кораблей строение; чтобы они к тому
делу, для которого строятся, способнее были. Для удобнейшего изъяснения
прежде всего прилежно исследовать должно; как будет каждый корабль себя
содержать во всяком состоянии, в котором ему быть случается. Здесь явствуют
два состояния корабля: первое, в его стоянии, второе, в движении. В обоих
находится много обстоятельств, примечания достойных, без которых свойство
кораблей совершенно познать отнюдь нельзя и которые часто глубочайших
алгебраических выкладок требуют. Посему пристойнее сперва рассмотреть корабль
в неподвижном состоянии, когда на воде стоит без всякого движения в равновесии.
В сем случае корабль стоять будет в определенном некотором положении, которое
чрез идростатические правила истолковать надлежит. Откуду явствует, что в
воду загружена быть дол-