кегля, завостроватым концом на
доске поставленная, в равновесии стояла; однако от самого легчайшего
прикосновения упадает. В обоих случаях кегля стоит в равновесии, однако между
обоими равновесными стояниями превеликая разность, для того что первое
непоколебимо,
другое весьма к падению склонно. Подобная точно разность находится в
телах, которые
на воде лежат, ибо иные толь крепко стоят в равновесии, что хотя от оного и
склонены будут, однако всегда в оное обратно приходят; а в иных весьма
противное примечается, например: палка ежели в воду перпендикулярно воткнута
будет, хотя в самую кротчайшую тишину и постоять может, однако от самого
малейшего движения упадает. Отсюду происходит весьма важная разность между
разными равновесными стояниями, для которой иные называются устойчивыми, а
иные падкими. 6 Тела, на воде плавающего, равновесное положение
будет устойчиво, ежели оное тело, будучи несколько наклонено, опять
справится. Напротив того, ежели по малом наклонении опрокинется, сие
равновесное положение будет падкое. Итак, хотя к обоим сим разным равновесиям
вышеупомянутые свойства суть общи, однако натурою своею так между собою
разнятся, что в корабельной науке сего весьма строго наблюдать должно. Ибо
корабли не токмо таковы быть должны, чтобы, на воду будучи поставлены в
прямом положении, равновесие хранили, но чтобы сие равновесное положение
было устойчивое и корабли бы имели такую силу, которою бы они по наклонении в
равновесие обратно приходили. Притом и сии самые устойчивые равновесные
положения много между собою разнятся количеством по скорости и по тихости
обратного прихождения в равновесие, из чего такое понятие о устойчивости
рождается, по которому разумеем, что оную привести к определенным мерам
должно: и из того заключаем, что равновесное положение корабля чем устойчивее,
тем он других больше совершенством превосходит. Однако из свойств, выше
сего истолкованных, в которых состоит равновесное положение, уразуметь
невозможно, что данное равновесное положение корабля на воде будет ли
устойчиво, или нет; следовательно, отнюдь невозможно определить количества
устойчивости; сие в корабельной науке столь важно, что без того
кораблеплавание никоим образом безопасно быть не может. Правда, корабельные
мастера чрез долгое искусство так строить корабли научились, что оные
довольное количество устойчивости по большой части имеют, хотя в том самом
иногда немало ошибаются: 7 однако ж искусством того показать и точно
определить не могут, от чего кораблю придается устойчивость. Сей недостаток
в корабельном строении, весьма важный, точнее усмотрел сперва, как