кажется, некто
француз, в
корабельном художестве человек весьма искусный, господин де ла Кроа, который
в двух книжках, сообщенных в императорскую Академию наук в конце 1735 года, о
механическом движении тел з воде, не токмо сей недостаток ясно
показал, но и исправить по возможности старался. Хотя рассуждения его, о
том предложенные, не совсем совершенными тотчас показались, однако
достоинство сей материи так ясно доказал, что я с того времени всеми силами
начал стараться в решении оной. И так я, во-первых, те основания
механики, на
которых, по моему усмотрению, определение устойчивости
утверждалось, прилежнее
исследовал и оттуда благополучно вывел все, что к сему делу принадлежало. Но
всю сию книгу довел я до сей проблемы, чтоб, положивши силу, которая корабль
с равновесного его положения сбивает, определить угол, на который подлинно
корабль склониться должен. 8 Тут, во-первых, надлежало принять в
рассуждение ось, около которой наклонение быть должно; ибо явствует, что
наклонение выйдет иное, ежели корабль к носу или корме склоняться должен, а
другое будет, ежели склоняться имеет на который-нибудь бок или на какую-нибудь
другую сторону. К тому ж и сие ясно, что действие наклонения зависит не
столько от количества силы наклоняющей, как от важности оной к той оси, около
которой будет наклонение, 9 или наипаче клонящейся к оси, ей
параллельной, чрез среднюю точку тягости корабля проходящей. После чего нашел
я, что наклонение зависит отчасти от расстояния средних точек корабля и
величины части погруженной, 10 а отчасти от плоскости сечения
корабля по поверхности воды. Потом усмотрел я, что пока бывают наклонения
очень малые, то оные самым важ-нос-тям силы наклоняющей бывают пропорциональны.
11 Чего ради понеже устойчивость тем больше почитать должно, чем
меньше корабль от данной силы наклоняться будет или чем больше силы
потребуется к приведению корабля в данное наклонение, то упорчивость положил
я в таком количестве, что ежели важность силы наклоняющей чрез оную разделить,
то частное число покажет самой угол наклонения. 12 К сей
устойчивости полагаю мерою количество сил, с важностьми равномерное и потому
про-исходимое из некоторой силы на некоторую прямую линею. 13
Итак, ежели
по сему образцу известна будет устойчивость корабля на всякую ось, около
которой наклонение бывает, то из оной тотчас узнать можно будет самое
наклонение, какое кораблю от какой-нибудь силы придано будет, и сие без
сомнения есть весьма натуральный и ко употреблению весьма пригодный способ
познавать каждого корабля устойчивость. 14 Но понеже устойчивость
надлежит к наклонению, а корабль наипаче либо по длине,