lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 166


по каким корабль из наклоненного положения принимает равновесное по­ложение. 17 Итак, признал я, что сии движения наподобие хождения маят­ника совершаться должны, и качание, которое обыкновенно бывает либо по длине корабля, либо по ширине, так на выкладке определил, что на всякий случай назначил длину маятника простого, который бы в равномерное время совершал свое качание. Такое исследование о науке кораблеплава-ния есть немало важное, понеже в кораблеплавании не токмо великая нужда состоит в том, чтоб знать сие качающееся движение и довольно ведать, чем оно умножено или уменьшено быть может, но и, приметив время сих колебаний, познать оттуда многие важности, к кораблю принад­лежащие, 18 которых познание подает превеликую помощь к исследованию прочих свойств корабельных.

После сего поступил я далее в исследовании корабельного ходу, где, во-первых, исследовать должно упорность, какую корабль от воды терпит. 19 Хотя сия упорность от других с довольною точностию уже изъяснена, однако я к моему намерению из первых оснований истолковать рассудил за благо, где смотрел я наипаче на двоякое корабля движение, из которых одно обыкновенно ход прямой называется, которым корабль по длине или по килю своему движется, а другое называется ход косой, по которому направлению движения разнится от направления киля20 или от линей прямой, проведенной с кормы к носу; на косой ход сбиваются наипаче корабли ветром, когда парусы к дыханию ветра косо распускают. В обоем ходу упорность воды зависит от фигуры корабельного носу, которою об воду ударяется; и понеже сила упорности ко всем поверхности корабля точкам бывает перпендикулярна, то я всю упорности силу привел в три силы, из которых первое направление есть горизонтально и килю корабля параллельно, направление другой также горизонтально, которое пере­секает первое и бывает только в косом ходу, а в прямом уничтожается; и напоследок склонение третьей силы, от упорности происходящей, бывает вертикально, которым корабль поднимает кверху. При сем случае дал я правила, по которым, узнав фигуру части корабля передней, все сии три силы, от упорности происходящие, определить можно, о которых известно, что оные квадрату скорости, какою корабль в воде движется, пропорцио­нальны, ежели другие обстоятельства не мешают. И так до того уже дой­дено было, что надлежало исследовать, какое действие сии три силы на корабль имеют, и всех сил, которым корабль во всяком состоянии подвер­жен бывает, действия усмотреть, которое исследование чем далее прости­ралось, тем со всяким прилежанием писал я пространнее. Но чтоб при­

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика