по каким корабль из
наклоненного положения принимает равновесное положение. 17
Итак, признал
я, что сии движения наподобие хождения маятника совершаться должны, и
качание, которое обыкновенно бывает либо по длине корабля, либо по
ширине, так
на выкладке определил, что на всякий случай назначил длину маятника
простого, который
бы в равномерное время совершал свое качание. Такое исследование о науке
кораблеплава-ния есть немало важное, понеже в кораблеплавании не токмо великая
нужда состоит в том, чтоб знать сие качающееся движение и довольно ведать, чем
оно умножено или уменьшено быть может, но и, приметив время сих
колебаний, познать
оттуда многие важности, к кораблю принадлежащие, 18 которых
познание подает превеликую помощь к исследованию прочих свойств корабельных.
После сего поступил я далее в
исследовании корабельного
ходу, где, во-первых, исследовать должно упорность, какую корабль от воды
терпит. 19 Хотя сия упорность от других с довольною точностию уже
изъяснена, однако я к моему намерению из первых оснований истолковать рассудил
за благо, где смотрел я наипаче на двоякое корабля движение, из которых одно
обыкновенно ход прямой называется, которым корабль по длине или по килю своему
движется, а другое называется ход косой, по которому направлению движения
разнится от направления киля20 или от линей прямой, проведенной с
кормы к носу; на косой ход сбиваются наипаче корабли ветром, когда парусы к
дыханию ветра косо распускают. В обоем ходу упорность воды зависит от фигуры
корабельного носу, которою об воду ударяется; и понеже сила упорности ко всем
поверхности корабля точкам бывает перпендикулярна, то я всю упорности силу
привел в три силы, из которых первое направление есть горизонтально и килю
корабля параллельно, направление другой также горизонтально, которое
пересекает
первое и бывает только в косом ходу, а в прямом уничтожается; и напоследок
склонение третьей силы, от упорности происходящей, бывает
вертикально, которым
корабль поднимает кверху. При сем случае дал я правила, по которым, узнав
фигуру части корабля передней, все сии три силы, от упорности
происходящие, определить
можно, о которых известно, что оные квадрату скорости, какою корабль в воде
движется, пропорциональны, ежели другие обстоятельства не мешают. И так до
того уже дойдено было, что надлежало исследовать, какое действие сии три
силы на корабль имеют, и всех сил, которым корабль во всяком состоянии
подвержен
бывает, действия усмотреть, которое исследование чем далее простиралось, тем
со всяким прилежанием писал я пространнее. Но чтоб при