lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 168


движущие, весьма прилежно рассмотреть должно, которые в корабле по­добное движение произвесть могут. Понеже корабль разным силам подвер­жен, то дал я правила и ясно показал, как по «им все движения и накло­нения, от оных сил производимые, легко распознавать и определять можно. Ибо что касается, во-первых, до движения вперед, то все силы, которыми корабль понуждаем бывает, по своим каждой склонениям в са­мую среднюю точку тяжести перенесть и все по правилам статическим в одну собрать должно или разделять на две, из которых направлению одной надлежит быть горизонтальному, а другой вертикальному, и сия последняя произведет то ж действие, поколику либо вверх, либо вниз дей­ствовать будет, равно как бы тягость корабля столько ж умалилась или умножилась, а корабль потому либо из воды больше кверху поднялся или больше погрузился. Из горизонтальной силы подлинное корабля движе­ние вперед так определится по правилам механическим, что сия сила, раз­деленная чрез количество или тяжесть всего корабля, покажет ускорение движения по тому направлению, в которую сторону сила действует, 23 по­тому ежели силы сей направление направлению движения, которое корабль уже имеет, будет либо способствующее, либо противное, либо косое, то можно будет движения корабля либо ускорение, либо остановку, либо наклонение определить и по тому продолжение движения назначить. Для сыскания наклонения корабля, от тех же сил происходящего, и, во-пер­вых, около оси, по длине корабля лежащей, должно всех сил количества в рассуждении сей оси собрать в одну сумму, которая, будучи разделена чрез устойчивость корабля в рассуждении сей ж оси, покажет угол накло­нения, а именно дугу, которая есть мера его в циркуле, которого полудиа­метр полагается равен единице; 24 равным образом находится наклонение около оси поперечной. Для-сыскания коловратного движения корабель­ного около вертикальной оси, чрез центр его тягости проведенной, должно также количества всех сил сложить в одну сумму, и сия сложенная сила, разделенная чрез количество упорности всего корабля в рассуждении той же оси, даст ускорение сего коловратного движения. 25 Количеством упор­ности корабля в рассуждении каждой оси называю я ту сумму, которая находится, ежели все корабля части в рассуждении своей тягости чрез квадраты своих расстояний от той оси умножены, и сии все количества в одну сумму сложены будут. Таким образом, движение корабля, во-пер­вых, останавливается от сопротивления, а оное есть главное его действие, отчего имя получило, после от силы вертикальной, от сопротивления про­исходящей, корабль из воды немного кверху поднимается и якобы легче

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика