движущие, весьма
прилежно
рассмотреть должно, которые в корабле подобное движение произвесть
могут. Понеже
корабль разным силам подвержен, то дал я правила и ясно показал, как по «им
все движения и наклонения, от оных сил производимые, легко распознавать и
определять можно. Ибо что касается, во-первых, до движения вперед, то все
силы, которыми корабль понуждаем бывает, по своим каждой склонениям в самую
среднюю точку тяжести перенесть и все по правилам статическим в одну собрать
должно или разделять на две, из которых направлению одной надлежит быть
горизонтальному,
а другой вертикальному, и сия последняя произведет то ж действие, поколику
либо вверх, либо вниз действовать будет, равно как бы тягость корабля
столько ж умалилась или умножилась, а корабль потому либо из воды больше
кверху поднялся или больше погрузился. Из горизонтальной силы подлинное
корабля движение вперед так определится по правилам механическим, что сия
сила, разделенная чрез количество или тяжесть всего корабля, покажет
ускорение движения по тому направлению, в которую сторону сила действует,
23
потому ежели силы сей направление направлению движения, которое корабль уже
имеет, будет либо способствующее, либо противное, либо косое, то можно
будет движения корабля либо ускорение, либо остановку, либо наклонение
определить и по тому продолжение движения назначить. Для сыскания наклонения
корабля, от тех же сил происходящего, и, во-первых, около оси, по длине
корабля лежащей, должно всех сил количества в рассуждении сей оси собрать в
одну сумму, которая, будучи разделена чрез устойчивость корабля в рассуждении
сей ж оси, покажет угол наклонения, а именно дугу, которая есть мера его в
циркуле, которого полудиаметр полагается равен единице; 24 равным
образом находится наклонение около оси поперечной. Для-сыскания коловратного
движения корабельного около вертикальной оси, чрез центр его тягости
проведенной, должно также количества всех сил сложить в одну сумму, и сия
сложенная сила, разделенная чрез количество упорности всего корабля в
рассуждении той же оси, даст ускорение сего коловратного движения.
25
Количеством упорности корабля в рассуждении каждой оси называю я ту
сумму, которая
находится, ежели все корабля части в рассуждении своей тягости чрез квадраты
своих расстояний от той оси умножены, и сии все количества в одну сумму
сложены будут. Таким образом, движение корабля, во-первых, останавливается
от сопротивления, а оное есть главное его действие, отчего имя
получило, после
от силы вертикальной, от сопротивления происходящей, корабль из воды немного
кверху поднимается и якобы легче