lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 169


становится, и тогда по большой части к корме отклоняется, и на косом ходу как наклонение около оси по длине или к бокам, так и обращение около оси вертикальной оттуда произойти может, 26 а сии действия в каком состоянии на всякий случай бывают, о том показал я ясно. Однако силу сопротивления не особенно, но со всеми силами, которыми корабль дви­жется, вместе рассуждать должно, дабы из того узнать можно было под­линные корабля движения. Чего ради силы, которыми суда обыкновенно движутся, надлежало исчислить; а оные суть наипаче двоякого рода, то есть силы от ветра и силы от весел, о которых обоих родах особливо рас­суждать надлежало. Во- первых, исследовал я суда, которые ветром на парусах ходят, и тут положивши наперед то, что о силе ветра вообще при­мечать должно было, какую силу каждый парус от ветра получает, опреде­лил точнее, в котором случае должно определить при том выгиб, причи­няемый парусам от ветру, понеже зависит от него количество силы полу­ченной. 27 Потом приступил я к маштам, из которых числа и положения как количество всех сил, от ветра получаемых, так и направление оных узнать можно будет, где также два случая рассуждать должно: один, когда направление силы, от ветра полученной, направлению корабля бы­вает параллельно, в котором случае корабль идет прямо, а другой — когда направление оное от сего склоняется, отчего происходит косой или боковой ход. 28 Потому в прямом ходу, который, во-первых, истолковать должно, парусы к направлению корабля перпендикулярно распускают, где паче всего смотреть должно на угол, под каким ветр в парусы дует, понеже от косины впадения не токмо сила ветра умаляется, но и когда корабль далее движется, то из сложения подлинного движения ветра и корабля, как иная сила на парусы, так и иное направление производится. Но по опре­делении таким образом силы ветра для прямого ходу происходит оттуда на корабль двоякое действие: одно — которым несется корабль дотуда, пока сопротивление равно будет силе погоняющей, и корабль тогда равно­мерным движением носим будет; и понеже сие равномерное состояние скоро следует, то из погоняющей силы, с сопротивлением снесенной, тотчас узнать можно скорость корабля, которою равномерно пойдет.

Сверх сего сила ветра придает помощь к склонению корабля вперед, напротив того, от сопротивления происходит сила к склонению корабля назад, чего ради ежели обе сии силы будут равны, то корабль ни на которую сторону наклоняться не станет. Но оная мощь зависит наипаче от вышины машт, ибо чем выше парусы поднимаются, тем происходит оттуда большая мочь к склонению корабля, а в рассуждении движения вперед все равно,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика