lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 172


около оси вертикальной, которая чрез центр тягости корабля в уме пред­ставляется, то среднему направлению всех сил должно проходить чрез самую сию ось, ибо тогда пропадет важность сих сил, в рассуждении сей оси взятая. 29 Чего ради машты на всяком корабле так расставливать должно, чтоб по распущении всех парусов среднее склонение всех сил, какие им от ветра придаются, проходило чрез ось оную вертикальную, либо чтоб плоскость вертикальная, которая чрез среднее сил направление при­веденная разумеется, проходила притом чрез центр тягости корабля. Причем сие разуметь надлежит тогда, ежели среднее направление сил сопротивления проходит уже само собою чрез оную ось, а ежели то иначе случится, то и расстановление машт выше объявленным образом переме­нить должно так только, чтоб количество сил ветра с количеством сил сопротивления состояло в равновесии. Ибо сколько б машт ни было, то вместо их всегда одну в уме представлять можно, которая б, имея столько ж парусов, производила то ж действие, а место сей машты опреде­ляется в сообщенных правилах: и отсюда еще назначаются места всех машт и их вышины, ежели приняты будут в рассуждение расстояния, сколько они между собою для ширины парусов отстоять должны, дабы задние парусы не отнимали ветра у передних. Правда, что кажется, будто расставить машты сии столь удобным образом в самом деле едва когда можно так, чтоб коловратное движение корабля вовсе отвратить, ибо по­следняя машта на корме по большой части с треугольным парусом больше ставится обыкновенно для того, чтоб сила ветра, им полученная, служила не столько к прогнанию корабля, как к управлению его и к уничтожению прочих сил, которые корабль кругом ворочать силятся; отчего корабль немало тратит силы побуждающей, а притом способность его ходу против ветру немало остановляется. Для того в сей главе, пространнее мною напи­санной, все весьма прилежно определено, что, по моему усмотрению, к месту, числу и вышине машт касалось.

В наставлении о косом ходу многие случаи приходят, которые, по моему мнению, немалую пользу практике приносят. Ибо по предложенном на­правлении хода, которого корабль держаться должен, ежели оное очень близко к ветру управляемо не будет, многими или бесконечными образами парусы так расположить можно, что корабль тому ходу следовать будет; но из всех определил я тот, который бы кораблю придал скорейшее дви­жение, которое определение без пользы не будет, хотя корабельщики по всегдашнему искусству пристойнейшее сие парусов расположение с доволь­ною уже точностию выбирать умеют. Но когда должно будет идти против

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика