около оси
вертикальной, которая
чрез центр тягости корабля в уме представляется, то среднему направлению всех
сил должно проходить чрез самую сию ось, ибо тогда пропадет важность сих
сил, в
рассуждении сей оси взятая. 29 Чего ради машты на всяком корабле так
расставливать должно, чтоб по распущении всех парусов среднее склонение всех
сил, какие им от ветра придаются, проходило чрез ось оную вертикальную, либо
чтоб плоскость вертикальная, которая чрез среднее сил направление приведенная
разумеется, проходила притом чрез центр тягости корабля. Причем сие разуметь
надлежит тогда, ежели среднее направление сил сопротивления проходит уже само
собою чрез оную ось, а ежели то иначе случится, то и расстановление машт выше
объявленным образом переменить должно так только, чтоб количество сил ветра с
количеством сил сопротивления состояло в равновесии. Ибо сколько б машт ни
было, то вместо их всегда одну в уме представлять можно, которая б, имея
столько ж парусов, производила то ж действие, а место сей машты определяется
в сообщенных правилах: и отсюда еще назначаются места всех машт и их
вышины, ежели
приняты будут в рассуждение расстояния, сколько они между собою для ширины
парусов отстоять должны, дабы задние парусы не отнимали ветра у
передних. Правда,
что кажется, будто расставить машты сии столь удобным образом в самом деле
едва когда можно так, чтоб коловратное движение корабля вовсе отвратить, ибо
последняя машта на корме по большой части с треугольным парусом больше
ставится обыкновенно для того, чтоб сила ветра, им полученная, служила не
столько к прогнанию корабля, как к управлению его и к уничтожению прочих
сил, которые
корабль кругом ворочать силятся; отчего корабль немало тратит силы побуждающей,
а притом способность его ходу против ветру немало остановляется. Для того в
сей главе, пространнее мною написанной, все весьма прилежно определено, что,
по моему усмотрению, к месту, числу и вышине машт касалось.
В наставлении о
косом ходу
многие случаи приходят, которые, по моему мнению, немалую пользу практике
приносят. Ибо по предложенном направлении хода, которого корабль держаться
должен, ежели оное очень близко к ветру управляемо не будет, многими или
бесконечными образами парусы так расположить можно, что корабль тому ходу
следовать будет; но из всех определил я тот, который бы кораблю придал
скорейшее движение, которое определение без пользы не будет, хотя
корабельщики по всегдашнему искусству пристойнейшее сие парусов расположение с
довольною уже точностию выбирать умеют. Но когда должно будет идти против